СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

  • Автор записи:

Специальное образование – процесс обучения и воспитания детей с ОПФР,

включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, приспособление к жизни в обществе данных детей.

Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает исправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений.

В коррекционной работе с учеником важнейшими задачами учителя-

дефектолога являются:

· коррекция или ослабление нарушений психофизического развития ребѐнка

· формирование и развитие личности ребѐнка в процессе коррекционно-

воспитательной, коррекционно-развивающей и коррекционно-обучающей

работы.

Коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена:

· на развитие познавательных процессов учащегося

· на коррекцию эмоционально-волевой сферы, личностное развитие

· на развитие интересов и склонностей учащегося

· на повышение общего уровня развития учащегося

· на коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи,

направленную на подготовку к восприятию нового учебного материала

· на формирование и развитие жизненных компетенций.

Основной формой организации коррекционной работы дефектолога, являются групповые и индивидуальные коррекционные занятия (микрогруппа – 2-3 учащихся, групповыми – 4-6 учащихся). При формировании подгрупп для проведения коррекционных занятий, объединяются дети на основе схожих проблем в развитии. Состав групп учащихся является подвижным – может изменяться каждую четверть на основании происшедших перемен. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.

При планировании коррекционных занятий необходимо руководствоваться следующими нормативно правовыми документами:

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании;
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 №60 «Об утверждении образовательного стандарта специального образования»;
  • Инструктивно-методические письма;
  • Методические рекомендации по совершенствованию работы организации интегрированного обучения и воспитания;
  • Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и трудностями в обучении; с белорусским и русским языком обучения;
  • Программы для первого отделения вспомогательной школы.

Для планирования и проведения коррекционной работы необходима

следующая документация:

· диагностические карты;

· учебный план класса интегрированного обучения и воспитания;

· календарно-тематическое планирование коррекционных занятий;

· расписание коррекционных занятий;

· ежедневные планы работы с учащимися с ОПФР коррекционного

компонента;

· индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения.

Одним из важных и сложных моментов в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционно-педагогической работы. Обязательное количество учебных часов для проведения коррекционных занятий в каждом классе в учебную неделю устанавливается учебными планами специального образования в соответствии с настоящим образовательным стандартом.

При получении специального образования учащимся с ОПФР в классе

интегрированного обучения и воспитания на проведение коррекционных занятий выделяется не менее 1 учебного часа в учебную неделю.

Коррекционная работа направлена на развитие познавательной деятельности,

  • эмоционально-волевой сферы, формирование общих интеллектуальных умений,
  • навыков
  • социального
  • взаимодействия.

Деятельность  учителя-дефектолога направлена на устранение причин затруднений в усвоении учащимися предметных знаний и умений.

На коррекционных занятиях с учащимися проводится следующая работа:

  • формирование и развитие учебной деятельности;
  • формирование и развитие зрительного восприятия;
  • формирование и развитие пространственной ориентировки;
  • представления о пространственных отношениях объектов;
  • формирование и развитие слухового восприятия;
  • развитие устной речи;
  • формирование и развитие письменной речи.
Поделиться новостью с друзьями