ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКУ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ 

  • Автор записи:

Стратегические:

1. Создавать условия для возникновения у детей положительных эмоций в процессе осуществляемой деятельности.

2. Осуществлять коррекционную работу на занятии в зоне «ближайшего развития».

3. Стимулировать познавательную активность детей на занятии, создавать условия для совершения «открытий» детьми.

4. Привлекать для формирования обобщенных уменийразный по содержанию материал.

5. Учитывать роль целенаправленной двигательной активности в коррекции нарушений развития у детей.

     Неподвижный ребенок не обучается и не развивается!

Тактические:

1. Учитывать последовательность развития школьно-значимых функций в онтогенезе при определении характера заданий на каждой ступени развития детей и направлений их усложнения.

Например:

1) осуществлять подбор к образцу – «Найди такую же фигуру, как у меня»;

2) осуществлять выбор фигуры заданной формы – «Найди все квадраты», «Покажи все треугольники»;

3) называть фигуры – «Что это?» или «Какая это фигура?».

2. Реализовывать «принцип спирали» в процессе овладения детьми новыми умениями, способами деятельности.

3. Постепенно усложнять деятельность учащихся на основе оценки успешности их продвижения в развитии.

Важно не то, сколько заданий ребенок выполнил, а то, чему он научился!

4. Учитывать роль воображения  в психической деятельности ребенка.

5. Стимулировать учащихся к оречевлению цели, программы и результата деятельности.

6. Опираться при формировании  новых умений у детей на их личный жизненный опыт.

7. Организовывать неоднократное выполнение учащимися деятельности для достижения коррекционно-развивающего эффекта.

Структура коррекционного занятия

(по Гладкой В.В.)

1. Вводная часть

   Общая задача: создать условия успешности деятельности учащихся на занятии:

– вызвать положительный эмоциональный    настрой,

 – привлечь интерес детей к предстоящей деятельности на занятии,

 – обеспечить активизацию психической деятельности.

2. Основная часть

   Общая задача: решать поставленные к занятию коррекционно-развивающие задачи.

2.1. Подготовительный этап

Задача: актуализировать базисные умения, от которых зависит процесс формирования нового умения (согласно поставленным к занятию задачам).

2.2. Формирующий этап

Задача: формировать отсутствующее или недостаточно развитое умение в «проблемной» области развития.

2.3. Этап самостоятельной работы учащихся

Задача: выявлять состояние сформированности умения (умений), над которым (-и) работали на занятии.

3. Заключительная часть

Задачи:

–         развитие рефлексивных умений у учащихся;

–         выявление эмоционального состояния детей.

Технология планирования коррекционной работы

с детьми с трудностями в обучении в рамках занятий по развитию познавательной деятельности

Гладкая В.В.

Охарактеризуем ее этапы, представляющие собой «шаги» деятельности учителя-дефектолога от начала учебного года до начала осуществления коррекционной помощи.

Первый этап – диагностический.

Цель: выявить причины трудностей детей в учении. На данном этапе работы учитель-дефектолог должен ответить себе на вопрос «Почему ребенок затрудняется … (писать под диктовку, читать, считать и т.д.)?»

Средства достижения цели – специальные задания

диагностического характера, анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков и т.п.).

Продукт (результат) – сведения о причинах трудностей в учении, зафиксированные в диагностических картах.

Второй этап – аналитический.

Цель – определить задачи коррекционной работы с учащимися данного класса (группы).

Средства достижения цели – анализ диагностических карт.

Продукт (результат) – перспективный план коррекционной работы, позволяющий педагогу ответить на вопрос: «Над чем надо работать с данной группой детей?» В этом плане должны быть видны общие для группы учащихся и индивидуальные в отношении конкретных детей задачи коррекционной работы. Поэтому, на наш взгляд, сетка данного плана может быть представлена следующими графами:

1) направления коррекционной работы, в рамках которых были выявлены проблемы в развитии;

2) задачи коррекционной работы (по указанным направлениям);

 своей работы.

3) учащиеся, для которых оказались актуальными выделенные задачи.

Направления коррекционной работыЗадачи коррекционной работыУчащиеся

Такая форма перспективного плана коррекционной работы с группой учащихся позволяет увидеть основания для объединения детей в группы, микрогруппы (схожие проблемы в развитии, а следовательно, и задачи коррекционной работы), а также для проведения индивидуальной работы. Тем самым реализуется индивидуально ориентированное планирование коррекционной работы.

Третий этап – прогностический (стратегический).

Цель – выделить комплекс задач, над которым учитель-дефектолог планирует работать в течение определенного периода. На наш взгляд, оптимальным периодом для планирования является учебная четверть. Таким образом, на этом этапе учитель-дефектолог отвечает на вопрос: «Над какими коррекционными задачами я буду работать в 1-ой четверти?»

Средства достижения цели – анализ перспективного плана коррекционной работы.

Продукт (результат) – план коррекционной работы на 1-ю четверть.

Этот план состоит из двух частей. В первой, основной части плана указываются задачи коррекционной работы на данный период.

Задачи указываются по направлениям коррекционной работы с указанием учащихся, для которых они актуальны. Ниже приведем фрагмент этой части плана.

Задачи коррекционной работы

1. Развитие умений в области пространственной ориентировки:

Инд.: 1) умения различать и называть эталоны формы (Ксения Ш.); Гр.: 1) умения дифференцировать предметы по величине (длинный — короткий, тонкий – толстый, широкий – узкий, высокий – низкий) (Марина^., Ксения Ш.);

2)  умения ориентироваться в схеме тела (выше, ниже, над, под между); расположении предметов в пространстве относительно себя и о направлениях пространства по отношению к себе (вверху, внизу, выше, ниже, вверх, вниз, над, под, между, ближе, дальше, перед, за, вперед, назад) (Марина Б., Ксения Ш.)

3) умения ориентироваться в схеме тела (правый, левый), расположении предметов в пространстве относительно себя и о направлениях пространства по отношению к себе (справа, слева, направо, налево); (Марина Б., Ксения Ш., Влад Б., Саша М.)

Общ.: 1) формировать представления о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении (в трехмерном пространстве).

Вторая часть плана – тематический план коррекционных занятий, который составляется на одну неделю. Такой небольшой временной интервал тематического планирования обусловлен тем, что тема коррекционного занятия формулируется на основе ведущей задачи данного занятия, а предугадать, какая задача будет ведущей в работе с ребенком (какие изменения в его развитии произойдут) на следующей неделе, а тем более через месяц и более — просто нереально. Поэтому тематика занятий определяется на такой небольшой временной интервал неделю. По прошествии недели на основе результатов проведенных занятий определяется тематика на следующую неделю и т.д. Возможная сетка этой части плана представлена ниже.

ДатаЗадачиТемаУчащиеся

Таким образом, основная часть плана коррекционной работы – задачи. Вторая же часть плана (тематическая) является вытекающей из нее, отражающей последовательность решения выделенных задач. Главное в коррекционных занятиях – задачи, которые они решают.

По истечении первой четверти учитель-дефектолог анализирует степень решения поставленных задач и составляет по аналогичной схеме план на вторую четверть. Ряд задач может перейти в этот план из круга задач первой четверти (вследствие необходимости продолжения работы над ними), новые задачи берутся из перспективного плана коррекционной работы.

Специфика направленности и содержания деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционных занятий определяет особый подход к планированию этой работы.

Ø Планирование коррекционной работы осуществляется на диагностической основе. Поэтому, во-первых, план может быть составлен учителем-дефектологом только на основе выявления и тщательного изучения проблем учащихся, во-вторых, универсальных планов коррекционной работы для детей определенной категории и возрастной группы существовать не может.

Ø   При планировании коррекционной работы акцент следует делать не на темы, а на задачи этой работы. Поэтому основная часть плана представлена комплексом задач.

Ø   В планах коррекционной работы важен аспект не количества, а последовательности этой работы. В связи с этим планы коррекционной работы характеризуются гибкостью и не могут быть жестко зарегламентированными. Поэтому, во-первых, тематическое планирование составляется только на ближайшую неделю, во-вторых, при планировании коррекционной работы не определяется количество занятий по темам.

Ø   Планирование коррекционной работы является индивидуально ориентированным. Поэтому в планах работы должен быть виден ребенок.

Таким образом, планы коррекционной работы учителя-дефектолога отличаются от планов учителя по предмету в содержательном и временном аспектах, а также по форме предъявления.

Поделиться новостью с друзьями