ИНКЛЮЗИЯ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ: ОБЪЯСНЯЕМ

  • Post author:

Итак, начнем с классического определения:

Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.

Что это значит? Допустим, вы хотите пойти в театр, для этого просто выбираете понравившуюся постановку и покупаете билет. Вы можете включиться в этот процесс просто и легко, не задумываясь, как к вашему появлению отнесутся другие зрители спектакля; дорогу до театра планируете количеством пересадок на общественном транспорте или просмотром самого короткого пути на экране навигатора.
         А теперь представьте, как приходится планировать поход в театр людям с инвалидностью: проблемы могут возникнуть уже на этапе выхода из квартиры. Получится ли найти подходящий транспорт, насколько просто будет войти в здание театра, как другие зрители воспримут появление?

Инклюзивность — это когда любой человек может без проблем сходить в театр.

Кстати
      Существуют медицинский и социальный подходы к определению инвалидности. Первый определяет, что люди с инвалидностью нуждаются в специальной защите. Социальный подход учитывает отношение общества. Согласно Конвенции о правах инвалидов, человек признается инвалидом не только по причине физических ограничений или ментальных нарушений, но и из-за барьеров, которые создает для него общество.
       Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.

      Пять причин, почему сегодня инклюзивная среда актуальна как никогда

Включаем, а не исключаем!

Долгое время во всем мире люди с особенностями интеллектуального развития игнорировались обществом. Они были выключены из активной жизни и находились в постоянной изоляции. Пора нажать кнопку «включить»: помочь им вернуться в общество, чтобы они могли полноценно общаться, обучаться, путешествовать, развиваться, побеждать.

Как это сделать? Да, безусловно важны меры на государственном уровне. Но без нашего с вами участия законы бесполезны. В статье мы рассказали историю мамы спортсменки с синдромом Дауна, которая возглавила региональное отделение специального олимпийского движения в Сенегале. Благодаря Радже количество атлетов Специальной Олимпиады в этой африканской стране увеличилось с шести человек до трех тысяч. Знаете, как это начиналось? Волонтеры Специальной Олимпиады в Сенегале просто заходили в каждый дом в своем городе и общались с земляками.

Что самое важное в инклюзивности? Этот процесс в равной степени необходим для всех членов общества. Опыт Специальной Олимпиады это подтверждает. В юнифайд-школах и на инклюзивных соревнованиях спортсмены с ментальной инвалидностью и без проводят время вместе. Близкое общение без предрассудков и преград влияет на атмосферу. В таких коллективах намного более низкий уровень буллинга, оскорблений и других конфликтов на почве нетерпимости. Согласитесь, это отличная иллюстрация главного принципа инклюзии: «Мы рады всем!».

«Инклюзия — ремесло быть живым и принимать мир таким, какой он есть. Любить отличное от твоего, удивляться не очевидному, не делать исключений, находить и создавать новые смыслы, двигаться вместе с каждым и любым. Инклюзия — когда людям нужны люди, чтобы быть людьми, а из разного — получается красивое цельное».

Инклюзия в образовании: учимся вместе

Инклюзивное образование дает равные права всем детям: вне зависимости от состояния их здоровья, пола, возраста, национальности. Это система, где все ученики ходят в школу рядом с домом. Нет специальных классов или групп. Разные, непохожие друг на друга дети, с особенностями развития и без, учатся в одном классе совместно со сверстниками.

Инклюзивный подход — это не только про то, как сделать удобным въезд в здание и перемещение между этажами, он про весь спектр исключений. Точка зрения каждого педагога, обучающий материал, способы организации занятий должны стать инклюзивными. Понятно, что это длительный процесс, к которому нужно идти постепенно, шаг за шагом.

Поделиться новостью с друзьями