– Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
– Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
– Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
– Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
– Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
– Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
– Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
– Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
– Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:
– Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
– Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
– Не дерись без причины.
– Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
– Играй честно, не подводи своих товарищей.
– Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
– Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. I
– Из-за отметок не плачь, будь гордым.
– С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
– Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.
– Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
– Старайся быть аккуратным.
– Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ.
– Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
– Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему. Классный руководитель готовит для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ
Слова поддержки
— Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
–Ты делаешь это очень хорошо.
–У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
–Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования
—Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
–Эта идея никогда не сможет быть реализована.
–Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством:
–отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
— высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
–прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
–совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
–выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Как относится к отметкам ребенка.
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки. с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.