Родителям о поощрениях

  • Автор записи:

Одна мама на приеме у психолога рассказала, что она попросила сына выполнить поручение – вынести мусорное ведро. И в ответ услышала: «А что ты мне за это дашь?» Мама хотела узнать, какое вознаграждение будет оптимальным в данной ситуации.

Она была удивлена, когда психолог посоветовал ей сказать сыну, что она даст ему возможность на себе испытать, как нелегко живется тому, кто не исполняет порученных ему заданий. Мама долго обсуждала с психологом вопрос о поощрениях и о последствиях.

Родителям важно понимать, когда действительно положены поощрения. На наш взгляд, они положены в двух случаях:

  1. Когда ребенок приложил немалые усилия к тому, чтобы выполнить задание, достигнуть результата.
  2. Когда ребенок сделал что-то особенное.

Ни о каких вознаграждениях не может идти речи в следующих случаях:

когда ребенок выполняет задание, вполне соответствующее его возрасту и уровню развития (развивает жизненно необходимые навыки);

  • когда ребенок делает то, что от него ожидают (выполняет свои школьные или домашние обязанности, соответствующие его возрасту).

Поощрение (такие как похвала, сладости, денежные вознаграждения, походы в кино или зоопарк; звездочки, приклеиваемые на холодильник и т. п.) – отличные учителя, способствующие усвоению нового материала. Иногда, когда мы учимся новому  и нам приходится прикладывать для этого большие усилия, нам просто необходим некий стимул – небольшое поощрение, которое доставило бы нам удовольствие. Детям же особенно нравится получать награды в процессе освоения чего-то нового.

Вознаграждение будет к месту и тогда, когда человек достиг большего, чем от него ожидалось.  Подобное вознаграждение получают ученики в школах, спортсмены на соревнованиях, сотрудники некоторых организаций.      Различные премии и прибавки к заработной плате – отличные стимулирующие факторы.

Наше общество выработало определенные нормы поведения человека. Супруги, коллеги, начальство, друзья, школьные учителя ожидают от человека, с которым взаимодействуют, определенного поведения. Если дети усвоили нормы этого поведения, то считается, что они будут соответствовать им без всяких поощрений. Наоборот, они должны будут заплатить определенную плату, если станут их нарушать. Мы хвалим двухлетнего малыша, который научился пользоваться горшком, но мы же не вручаем подарки взрослому человеку за то, что он пользуется туалетом. Нам не платят премию за то, что мы вовремя приходим на работу. Это само собой разумеется. А вот если мы несколько раз опоздаем, мы подвергнемся дисциплинарным взысканиям.

Будьте осторожны: не допускайте, чтобы у ребенка сложилось впечатление, что он должен выполнять ваши поручения и свои прямые обязанности за определенную плату. Ребенку следует усвоить: платить будет он, если не выполнит их. Это позволит в будущем уберечь его от  так хорошо знакомого нам ощущения, будто нам кто-то должен. Детям следует знать: у каждого члена семьи есть свои обязанности. И если они выполнят их сверх обязанной нормы, то можно подумать о вознаграждении. Но каждый член семьи должен абсолютно безвозмездно выполнять определенный минимум работы. Ведь в реальном мире человек не получает вознаграждения за выполнение своих прямых обязанностей.

Поделиться новостью с друзьями