Советы родителям, которые хотят научить ребенка распоряжаться деньгами с умом
Дети и деньги. У этой проблемы несколько сторон. Одна из них – карманные деньги. Зачем они ребенку, если родители и так всем его обеспечивают? И как правильнее: давать их или не давать? И если давать, то сколько?
Петербургский психолог Татьяна Арефьева составила «памятку» для родителей по этому вопросу.
Купи себе что хочешь!
Какой бы ни была подаренная сумма, она все равно будет потрачена на пустяки. Социологи утверждают: практически все родители выдают своим детям карманные деньги. Хотя большинство из них относятся к «детским» деньгам крайне противоречиво.
Аргументов «за» не много:
- ребенок не должен чувствовать себя ущемленным, Ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
- ребенок должен учиться самостоятельно и ответственно тратить, рассчитывать свой бюджет;
- а если ему не давать карманных денег, он начнет завидовать другим детям и переоценивать власть денег.
Аргументов «против» у родителей больше:
- деньги ребенку давать нецелесообразно: он ещё не умеет тратить;
- если слишком много внимания уделять деньгам, он вырастет жадным;
- а если снабжать его деньгами регулярно, станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания;
- деньги ребенка портят;
- не зарабатывает сам, значит, не знает цены деньгам, не сможет уберечь то, что достается даром;
- носить с собой деньги сейчас опасно: отнимут, побьют – зачем лишние проблемы…
Но и с такими диаметрально противоположными мнениями взрослые умудряются поступать одинаково. В подарок от родителей и родственников «часто» получают деньги 40% младшеклассников, «иногда» – 7%, «почти никогда» – 20%.
К карманным деньгам ребенка в семьях относятся скорее как к неизбежности или как к награде (поощрению за хорошую учебу или помощь по дому). На самом деле, как считают специалисты, «детские» деньги необходимы для очень важной цели – научить ребенка управлять деньгами. Чего зачастую не случается. Детские суммы изначально рассматриваются родителями как потерянные для семейного бюджета. Все покупки для детей родители все равно совершают сами, а те привыкают, что карманные деньги существуют исключительно для того, чтобы тратить их в свое удовольствие.
Как бы ни возрастала сумма, она все равно транжирится на «жвачку», а со временем – на «киношку» и «кафешку». Когда же надо купить учебник и починить ботинки, ребенок обращается за нужной суммой к родителям. Воспользоваться своими карманными деньгами ему и в голову не приходит. Родителям, кстати, тоже. Они оплачивают и новый учебник, и починку, как бы подтверждая, что карманные деньги не для серьезных дел и выдаются специально на пустяки.
Между тем карманные деньги — это не только личный бюджет младшего члена семьи, но и одновременно часть общего семейного бюджета. Их наличие создает для ребенка возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки. А размер суммы учит определять, что ему нужно в первую очередь, что во вторую, а на что ему придется накопить.
С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие расходы?
Тут две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или как только он пойдет в школу. Хотя эти два момента в жизни ребенка нередко совпадают. Как определить, можно ли уже давать ребенку какую-то сумму, чтобы он тратил ее по своему усмотрению? Просите ребенка время от времени ходить в магазин. Посмотрите, не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки. Если сочтете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказывав, те, подскажите, чему он должен научиться, чтобы получить собственные средства.
Возможности ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные деньги, у внимательных родителей есть. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростков. Вмешиваться необходимо только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на опасные цели (сигареты, выпивку ит.п.).
Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. А для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психологи считают, что лучше дать, а потом разбираться, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали ребенка в трудной ситуации.
Как часто их выдавать?
Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц представляется им столь значительным сроком, что планировать свои траты так надолго вперед они еще не в силах. Выдавать младшекласснику карманные деньги сразу на весь месяц не стоит. Он наверняка не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Поэтому лучше поступать так: чем младше ребенок, тем чаще выдачи. Распланировать свои траты, например, на неделю младший школьник уже в состоянии.
Старшим подросткам уже можно выдавать карманные деньги раз в месяц или в два месяца – пусть осознают, что такое личный бюджет. В любом случае выдавать карманные деньги нужно регулярно и своевременно. Если родители забывают, опаздывают, переносят сроки без уважительных причин, то и у ребенка вольно или невольно закрепляется финансовая необязательность.
Сколько?
Это определяется реальными семейными возможностями и здравым смыслом. Сумма должна зависеть от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Но даже если возможности родителей широки, все равно начинать нужно с малых сумм. И хорошенько обдумать, какие деньги ребенок сможет разумно потратить в соответствии со своим возрастом. Посоветоваться с ребенком, вместе все рассчитать. Запросы и нужды детей растут вместе с ними, поэтому растут и карманные поступления. Одновременно с их увеличением нужно обговорить с подростком, какие из необходимых трат он должен оплачивать из собственных средств. Подростку уже пора усвоить, что часть расходов, которые раньше несли родители, ему придется теперь покрывать из своих карманных денег: книги, обслуживание компьютера и мобильного телефона и т. п.
И не стоит сокрушаться, если по каким-то причинам вы вдруг вынуждены сократить его карманные средства. Просто объясните, в чем причина, договоритесь о сроках. И если уж обещали – выполните свое обещание.
Как выдавать?
По мнению специалистов, есть всего четыре системы «выдачи» денег детям:
- в любое время по его прихоти;
- исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
–регулярно в определенном объеме, без всяких условий и оговорок;
–также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Какой вариант оптимальный, догадаться нетрудно. Ну что значит «с условием»? Оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (завтраки, оплата кружка, сладости, развлечения). И родители обещают, что не будут лишать ребенка карманных денег из-за проступков, но взамен потребуют выполнения определенных обязанностей.
Надо ли контролировать расходы ребенка?
Если родители жестко устанавливают, что именно и когда ребенку можно или нельзя покупать на его личные средства, смысл обладания карманными деньгами теряется. Так ребенок никогда не научится ими распоряжаться. Голос родителей при покупке какой-то достаточно дорогой вещи должен быть исключительно рекомендательным. Все-таки это деньги ребенка. А его финансовые неудачи – всего лишь часть науки управления деньгами.
Что делать, если деньги у ребенка закончились задолго до срока?
Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему эту потерю, не добавлять к карманной сумме «транжиры» дополнительные средства, чтобы покрыть перерасход.
Многие родители считают, что легче и проще снова дать денег и закрыть вопрос. Но эта тактика вредна. Безнаказанность растрат подведет ребенка к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае чего всегда покроет приключившиеся по его вине убытки и потери. Ребенок, привыкнув безоглядно и нерасчетливо транжирить деньги и легко получать от родителей новые суммы, может вырасти в уверенности, что финансовая ответственность для него не существует и в жизни вовсе не обязательна: всегда кто-нибудь да выручит.
Если ребенок потратил деньги не по назначению, надо дать ему возможность исправить свою ошибку. Разобрать ситуацию вместе с ним, проанализировать причины срыва, выявить бестолковые траты, объяснить, как не допустить их впредь. Но и оставлять ребенка без копейки в кармане нельзя. Придется дать ему деньги, а потом обязательно вычесть их из следующих выплат. Только так он сможет приучиться к ответственности и освоить понятие долга и кредита.
Можно ли наказывать деньгами?
Нет. Карманные деньги не приз, не награда, не поощрение, а повседневная необходимость. Опыт показывает: лишение карманных денег приводит только к одному результату – дети начинают ловчить и обманывать.
Как грамотно выстроить детский бюджет?
Попробуйте использовать современную методику «трех фондов». Суть ее проста.. Бюджет ребенка делится на три части. У каждой части своя цель и предназначение.
Повседневный карманный фонд. Он выделяется родителями с установленной периодичностью. Используется для текущих трат ребенка и находится в полном его управлении. Его, конечно, можно быстро растранжирить на ерунду. Но тогда придется ждать следующей «получки». А можно эти деньги распределить так, чтобы хватило на повседневные нужды до конца оговорённого срока (недели, месяца). А какую-то их часть даже сэкономить и отложить. Воспитательное значение этого фонда – дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и независимым. Проявить предусмотрительность, научиться анализировать различные варианты расходования средств.
Текущий накопительный фонд. Он складывается из денежных подарков, сэкономленных средств или заработанных денег. Цель этого фонда – скопить средства на крупные текущие покупки или подарки друзьям. Свобода распоряжаться таким фондом несколько ограничена: владелец должен советоваться с родителями перед покупкой. Воспитательное значение фонда – укрепление семейной дисциплины, умение планировать, тренировка выдержки и терпения.
Третий фонд рассчитан на длительные накопления. Его источники те же, что и в текущем накопительном фонде. Но решение о его расходовании принимается на семейном совете. Его цель – собрать средства на крупные покупки. Для длительных накоплений целесообразнее открыть в банке текущий счет или поместить деньги на депозит в зависимости от возраста ребенка взаимодействовать с банком нужно в его присутствии, с его активным участием. Воспитательное значение этого фонда в том, чтобы обучить ребенка навыкам равноправных семейных переговоров, умению разбираться в системе вкладов, совершать какие-то банковские операции. Например, обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада.