Включение детей с ОПФР в образовательный процесс

  • Автор записи:

Условия и приёмы организации активного и продуктивного взаимодействия учащихся на уроке и во внеурочной деятельности

В классе интегрированного обучения   нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал                Л. С. Выготский, «каждый ребёнок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайшего развития и соответственно имеет индивидуальные достижения». Текущая работа учащихся с ОПФР сравнивается только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чувствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.

В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.

На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе работы, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие переключить внимание, снять напряжение у детей. В играх предусматривается чередование переходов от напряжения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать разнообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организации сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе «учитель — ученик» при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

  • создание условий для формирования содержательной учебной мотивации;
  • целенаправленность и системность педагогической работы;
  • её направленность на результативную подготовку каждого ученика;
  • обеспечение на всех этапах урока благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа результатов деятельности школьников;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
  • обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;
  • стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
  • широкое использование игровых методов и приёмов обучения;
  • фиксирование внимания на позитивных продвижениях слабоуспевающих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;
  • создание для детей ситуаций успеха.

Большое значение для учащихся, особенно младших классов имеет пример педагога как значимого взрослого, именно его модель отношения к ребенку с особенностями психофизического развития копируется, а затем воспроизводится детьми. Стимулирование и поощрение дружеских отношений обучение учащихся приемам общения и взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития. Организация педагогом атмосферы сотрудничества на уроке, свободное обращение за помощью к одноклассникам учащихся с особенностями психофизического развития,   предложение помощи со стороны нормально развивающихся учащихся. Создание условий для активного участия детей с особенностями психофизического развития во внеклассных и внешкольных мероприятиях с учетом их особенностей и возможностей. При этом у педагогов общеобразовательных учреждений могут возникать трудности связанные с отсутствием необходимых педагогических компетенций в вопросах обучения и воспитания учащихся с особенностями психофизического развития, преодоление которых возможно в условиях сотрудничества и взаимодействия с учителем-дефектологом. Достижение оптимального результата при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с особенностями психофизического развития в условиях интеграции возможно только при наличии тесного взаимодействия всех специалистов и прежде всего учителя класса и учителя-дефектолога. Только в условиях совместного планирования деятельности равноправного сотрудничества, тесной взаимосвязи, регулярного обсуждения результатов и единства требований учителя класса и учителя-дефектолога возможна такая организация интегрированного обучения и воспитания, когда комфортно чувствуют себя и дети и педагог, когда ребёнок с особенностями получает возможность учиться в соответствии со своими возможностями, а окружающие приобретают умение жить в обществе, которое состоит из людей с разными взглядами, разными способностями и умениями.

Поделиться новостью с друзьями