Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системойпотребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Социализация – процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, установок, норм, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сферы социализации – это деятельность, общение, самосознание. Целью социализации является превращение выпускника школы в полноценного члена общества. Полноценный человек общества – это человек, нашедший своё место в системе общественного производства, на котором может принести наибольшую пользу, найдя применение своим интересам, склонностям, способностям, и получающий удовлетворение от своего труда.
Чтобы найти свое место в общественном производстве человеку необходимо правильно выбрать профессию. Именно профориентационная работа помогает ученику не ошибиться в выборе профессии. Ведь профориентация – это система учебно–воспитательных мероприятий, обеспечивающая подготовку молодежи к сознательному выбору профессии.
Таким образом, в начале нашей работы можно выделить объект исследования, предмет исследования, поставить цели и задачи, а также выбрать методы исследования, базу исследования и практическую значимость материалов, полученных в результате исследования.
Объект исследования – организация профессионального воспитания старших школьников с особенностями психофизического развития.
Предмет исследования – организация углубленной профессиональной работы с воспитанниками старшей школы.
Целью исследования я поставила изучение организации профессиональной подготовки ребят с особенностями психофизического развития.
Задачи исследования:
-Изучить традиционные и современные подходы к организации профориентационной работы с воспитанниками старшей школы.
-Описать основные правила выбора профессии, мотивировать интерес к профессиональному будущему выпускника. Изучить интересы, способности и мотивы деятельности ребят с особенностями психофизического развития.
-Ознакомить с миром профессий, доступных выпускникам вспомогательной школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что, проводя профориентационную работу в школе, мы способствуем быстрому и успешному процессу адаптации выпускника во взрослой жизни, что действительно профориентация – это важнейшее условие успешной социализации выпускника.