Школа, доступная для всех

  • Автор записи:

 В Государственном учреждении образования «Средняя школа №31 г.Бреста» создана доступная образовательная среда для совместного обучения детей с ограниченными возможностями. Перед учреждением образования имеется два парковочных места для инвалидов. При входе в учреждение образования положена плитка ребристая.  На стеклянных частях дверных полотен нанесены желтые знаки (круги). Для учащихся с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата на входе установлен подъёмник, в учебном кабинете стоят специальные столы, сделаны поручни, имеется специально оборудованная санитарная комната, в штате есть помощник воспитателя для оказания помощи таким учащимся.

 Одна из важных государственных задач – повернуть общество лицом к людям с ограниченными возможностями. Необходимо устранить физические, организационные и информационные барьеры. 

 Пути интеграции

Как бы мы ни старались закрыться от проблемы существования людей с нарушениями развития, нам надо думать об их интеграции в общество. Ведь создание правового цивилизованного государства невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап прошли все цивилизованные страны. Для того чтобы проблема была решена и в нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида. И, наконец, это, пожалуй, самое важное – создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями. Такое обучение вызывает наибольшее сопротивление у родителей. Очень часто они соглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов приносит пользу последним, но недоумевают, какие «выгоды» в этом общении может получить здоровый ребенок. Поэтому хотим остановиться на этом чуть подробнее.

Итак, что же получают наши дети от общения со своими сверстниками?

В первую очередь – это деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого. Еще – терпимость к менее успешному сверстнику. И способность помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки. Ведь не секрет, что далеко не все обладают педагогическим талантом просто объяснять сложные вещи. Многие из нас в детстве сталкивались с ситуацией, когда взрослый не мог объяснить нам какой-то учебный материал, обвиняя нас в «бестолковости». Но любой, кто поработал с умственно отсталым ребенком, начинает понимать, что если он чего-то не может объяснить ребенку, то это его (учителя) задача – разложить материал на более простые составляющие. Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развивает современная система образования. (Вы можете привести пример урока, на котором развиваются такие качества, как деликатность или терпимость?) Но именно эти навыки и способности пригодятся школьникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной.

    Процесс интеграции людей с ограниченными возможностями в общество займет долгие годы. И нам кажется, что самое лучшее средство для разрушения мифов, для принятия этих людей – непосредственное и достаточно длительное (а не разовая «экскурсия») общение с ребенком, страдающим каким-либо нарушением. Старшеклассник, имеющий такого подшефного ребенка, получит жизненный опыт любви и принятия, который невозможно недооценить и которого так недостает нам в сегодняшней жизни.

Самое главное, когда в учреждение образования приходит ре­бенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников (воспитанников), и учителей (воспитателей), и администрации учреждения. Если к ребенку с инвалидностью от­носиться как к самому обычному школьнику (воспитаннику) (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается и педагогам и однокласс­никам ребенка. Тогда и дети будут оказывать посильную помощь, и ре­бенок будет себя ощущать более свободно, да и отношение однокласс­ников к специальным архитектурным устройствам будет более уважи­тельное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке.

Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельно­сти – и образовательную и во внеклассную. При этом нужно сформиро­вать у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка. Это настроение в классе зависит от учителей и администрации школы.

По мнению педагогов школ, в которых уже учатся такие дети, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов.

Поделиться новостью с друзьями