Профориентация 2024/2025 учебном году

  • Автор записи:

Для меня повседневное педагогическое руководство процессом личностного развития стоит на первом месте. В своем классе я стараюсь создавать условия и предпосылки для правильного выбора воспитанником своей профессии.

Но, к сожалению, в силу личностных особенностей, у моих некоторых выпускников есть печальные последствия в трудовой деятельности:

– невыполнение норм выработки, должностных обязанностей, выпуск брака;

– чрезмерное утомление, ухудшение здоровья, травматизм;

– снижение роста благосостояния;

– частая смена мест работы;

– чувство неудовлетворенности, разочарование, психические расстройства.

Поэтому, проводя  профориентацию среди воспитанников (при этом ни на минуту не забываю об  особенностях психики моих подопечных) я стараюсь связывать с экономической системой нашего государства, что будет способствовать благополучию общества.

Я выбрала следующие направления профориентационной работы:

1.Профпросвещение.

2.Профвоспитание

3.Развитие интересов и склонностей.

4.Профконсультации.

Профпросвещение является обязательной частью профориентационной работы.   Для правильного решения проблемы выбора профессии, на  внеклассных мероприятиях ребята  углубляют свои знания о мире профессий, о самом себе, о правилах выбора профессии, о ситуации на рынке труда, о системе профессионального образования. В своей работе я обращаю внимание на требования, которые предъявляет профессия к человеку. Рассказываю о важности знаний о самом себе, ведь они лежат в основе доверия к своим силам, адекватных притязаний на достижения в труде, служат необходимыми ориентирами при построении жизненных и профессиональных планов. На основе знаний о себе у ребят формируются новые побуждения   к учебно-трудовой деятельности, саморазвитию, самовоспитанию.

Выпускники должны знать принципы выбора профессии, условия оптимального выбора профессии, типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Важной и нужной информацией при размышлениях о своём будущем является знание ситуации на рынке труда.

В своей работе я использую различные формы подачи информации выпускникам .

  Экскурсии на предприятие предшествует предэкскурсионная беседа с ребятами о том, какие рабочие действия характерны для профессии, какие психологические процессы (память, внимание, мышление) и какие органы чувств несут большую нагрузку. В беседе с представителем профессии ребята узнают, почему он любит свою профессию, благодаря чему он успешно работает, почему могут быть люди, которые не любят эту работу, которые не достигают и не могут достичь успехов при её выполнении.

Беседы с раскрытием психологической структуры труда вызывают у ребят потребность «примерить» себя к профессии, проанализировать свои возможности и способности. Теперь ученик может анализировать любую иную профессию, о которой мечтает.

Одним из важнейших направлений профориентационной работы является профвоспитание.

Включает в себя следующие задачи:

– формирование потребности в профессиональном определении

-осознание ценности честного труда

-готовность своим трудом приносить пользу обществу

-положительное отношение к различным видам труда

-готовность к самоотдаче при реализации жизненных целей

Правильно выбранная профессия это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование. Любимая работа – это одно из важнейших условий человеческого счастья. Правильно выбранная работа – приносит удовлетворение, обеспечивает успех в работе, быстрый профессиональный рост, делает труд (даже тяжёлый) радостным и творческим.

На всех воспитательных часах я уделяла большое внимание формированию ценности честного труда, готовности своим трудом приносить пользу обществу, воспитанию положительного отношения к различным видам труда. Без сформирования этих ориентаций  говорить о правильном выборе профессии затруднительно.

Очень важно при выборе профессии не относиться  отрицательно к «непрестижным»  профессиям. Это затрудняет выбор таких профессий. Предубеждение человека о том, что его профессия непрестижная является причиной низкой культуры труда. Но ведь всем известно, что «не место красит человека, а человек – место». В любой профессии можно достичь высот, завоевать уважение и авторитет у коллег по работе, если трудиться добросовестно.

Во время проведения воспитательных часов формировалось убеждение, что любой труд почётен, позорна лень, безделье, иждивенчество, жизнь за чужой счёт. Разъяснялись и показывались на конкретных примерах реальные трудности и проблемы, связанные с тем или иным  уровнем  профессиональных  и жизненных притязаний.

Развитая склонность  характеризуется длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности, творческим отношением к её развитию, к постоянному накоплению знаний, совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности. Такую склонность, которой присущи все эти характеристики, называют ПРИЗВАНИЕМ. Призвание не находят, а развивают в подростковом возрасте.

Развитые интересы и склонности являются базой, на которой формируется сильная устойчивая мотивация выбора профессии (интерес к содержанию и процессу труда).

В любой профессии можно найти человека, которому она интересна, не в тягость, и в которой он проявляет творчество. А можно встретить и таких людей, которые находят ту же самую профессию неинтересной, нетворческой, и она им в тягость. Это те люди, которые не нашли своё призвание, разминулись со своей профессией – ибо нет неспособных людей, а есть люди не на своём месте. Легко, интересно и творчески трудится человеку там, где его интересы и способности соответствуют требованиям профессии. Оправданное желание, чтобы профессия была интересной должно опираться на умение разобраться в себе, в своих интересах и склонностях. Интерес – это то, что занимает ум человека. И если ум ленив и пассивен, то любая профессия покажется неинтересной.

Работая с ребятами, я часто оказывалась в позиции профконсультанта. Они нуждались в советах в поиске ответа на вопрос: «Кем быть?» При проведении воспитательных часов ребята получали информацию о содержании и характере труда той или иной профессии, о путях получения профессии. Изучались интересы и склонности ребят с целью их развития, выявления их соответствия избираемой профессии. Много было сделано для коррекции неправильного выбора профессии, обращалось внимание ребят на важность медицинского аспекта выбора профессии, определения состояния здоровья, переориентации на другую профессию, если это необходимо, которая более соответствует здоровью.

Поделиться новостью с друзьями