Понятие и формы жестокого обращения с детьми
Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.
Формы жестокого обращения с детьми:
физическое сексуальное
психологическое насилие пренебрежение нуждами.
Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.
Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Памятка родителям в случае выявления факта жестокости и насилия по отношению к их ребенку
1. Если у Вашего ребенка есть синяки, ссадины, и прочие следы побоев, о происхождении которых Вы не знаете — необходимо этот факт довести до сведения администрации учреждения образования, обратиться в медпункт и показать их медсестре, или в любое медицинское учреждение для освидетельствования.
2. После освидетельствования побоев можно написать список обидчиков, и приложить его к заявлению на имя руководителя учреждения образования, или на имя начальника милиции. В случае морального унижения (издевательство или угрозы) при отсутствии физических побоев также пишется заявление (руководителю учреждения образования и в милицию).
3.Обращение родителей (письменное заявление) должно быть зарегистрировано и иметь входящий номер.
4. Кроме того, можно обратиться к психологу в учреждении образования непосредственно, или в ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района», если родитель чувствует страх, тревогу, а у ребенка пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения.
Телефоны помощи
Ребенку – жертве жестокого обращения потребуется особая поддержка со стороны педагогов, психологическая помощь и постоянный последующий контроль за ситуацией в семье. Вероятно, ребенка в семье будут подвергать преследованию за то, что он сообщил о факте насилия. Чтобы избежать этого потребуется совместная работа школы, комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и правоохранительных органов.
Инстанции, куда можно обратиться за помощью:
9 58 29 – главный специалист по охране прав детства отдела образования,
спорта и туризма Пружанского райисполкома
9 24 99 – Комиссия по делам несовершеннолетних райисполкома
7 21 28 – ГУО «Социально-педагогический центр Пружанского района»
9 35 23 – Инспекция по делам несовершеннолетних РОВД
102 – милиция
9 18 22 – приемный покой УЗ «Пружанская ЦРБ»
9 53 67 – ГУ «Пружанский территориальный центр социального
обслуживания населения»
Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.
Памятка для родителей (насилие в семье)
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно приме¬нить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу¬ющие рекомендации:
1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услы¬шать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может “быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!