Страх – это самое вредное, самое разрушительное, самая разрушающая эмоция в жизни вообще.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер; возникает в ответ на действие угрожающего характера. Причиной страха обычно является присутствие чего-то угрожающего либо отсутствие чего-то угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность, ощущение смутной тревоги или неминуемой опасности. Страх может иметь в качестве своего возбудителя какого-то конкретного человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, является мнимым плодом воображения. Это беспредметный страх.
Возникновение и исчезновение страхов у детей зависит от их возраста.
Чего бояться дети?
Первый год жизни.
Повышенное беспокойство у детей чаще всего возникает тогда, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, тепле, т. е. во всем том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца.
От 1 до 3 лет.
Несмотря на большую потребность в самостоятельности, независимости, боязнь потерять мать ещё очень велика. Именно на этой основе у малышей возникает страх темноты. Чего бояться дети в темноте? Того же, чего бояться оставаться одни. Им кажется, что они всеми покинуты, к тому же во всех углах могут скрываться страшные чудовища.
В этом возрасте нередки также ночные страхи.
От 3 до 5 лет.
У детей этого возраста страх может возникать либо в результате неправильных педагогических воздействий родителей (ребенка в наказание запирают в темной комнате, оставляют дома одного), либо в результате каких-то непредвиденных обстоятельств (ребенок застревает в лифте, становится свидетелем автомобильной катастрофы), либо тогда, когда его лишают общения со сверстниками.
Страх темноты, одиночества, замкнутого пространства.
Замкнутое пространство отождествляется с пространством, которое нельзя покинуть, преодолеть, выбраться из него. Проявляющиеся при этом чувства безысходности и отчаяния обусловлены инстинктивно заостренным страхом быть заживо погребенным, т. е. страхом смерти.
Страх одиночества (остаться одному) способствует возникновению все боле усиливающего в дальнейшем и проявляющегося в соответствующих условиях страха «быть никем», когда дети остро реагируют, если на них долгое время не обращают внимания, не считаются с ними или игнорируют. Это указывает на то, что дети бояться потерять свою значимость для близких им взрослых и сверстников, не получать с их стороны внимания, ласки и любви, быть покинутыми всеми или лишенными чувства «я», т. е. обезличенными.
От 5 до 7 лет.
От 7 до 11 лет.
От 10 до 16 лет.
В проблеме детских страхов важны три момента. Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем — ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо — значит пугать смертью. В урочный час по мере его развития ребенку указывают на реальные опасности, но никогда не запугивают мнимыми, придуманными коллизиями.
Воспитание страхом — наиболее частая и тяжкая ошибка воспитания. Не утвердив до 2 лет как основу личностной системы отношений основополагающую установку, что, кроме «хочу» и наряду с «можно», есть и то, что «нельзя!» и «надо!», родители неизбежно ограждают ребенка от опасных, постыдных и безнравственных поступков («нельзя!») и побуждают к выполнению требований «надо», запугивая: «нельзя, а то заберет волк, чужой дядя!»; «надо, а то придет бабка-ежка или кащей!». И ребенок воздерживается от запретного и побуждается к необходимому только страхом. В таком случае он не только станет нервным, тревожным, страдающим от страхов, но, что еще хуже, может вырасти трусливым, не ведающим чувства ответственности долга, достоинства и стыда перед, самим собой за свои поступки.
Во-вторых, родители никогда не должны стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка — также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит его психику и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д. Испытывающий страх и не понятый родителями, ребенок пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка усиливается, порождает новые страхи, что уже угрожает развитием невроза.
Женщины лучше переносят боль и нередко мужественнее, чем мужчины, преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить природу страхов.
В-третьих, ребенка никогда не следует оставлять одного в не знакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для него. Ребенок должен оказываться в неизвестной еще ему ситуации только рядом со взрослыми. В противном случае появление страхов неизбежно.
Родители ограждают ребенка от страхов разумной предусмотрительностью и добротой. Например, дети не редко испытывают страх при засыпании, потому что сталкиваются одновременно и с темнотой, и с одиночеством. Нередко, борясь со страхами у детей и полагая, что так воспитывают мужество, ребенка укладывают в постель, желают ему спокойной ночи, выходят и не воз вращаются. На третью ночь ребенок перестает плакать и звать… Психологи не согласны с таким способом преодоления страха и воспринимает его, как проявление жестокости по отношению к ребенку. Ребенок засыпает, но засыпает, измученный страхом. Смелым такой ребенок не станет. Напротив, вырастет человек, раз и навсегда запуганный в детстве. Такому ребенку чаще угрожает невроз. Более приемлемым представляется следующий путь: уложив малыша спать, родители удаляются, но на его зон тут же возвращаются, обещая, что, окончив дела, придут и посидят с ним. Родители находятся рядом с ребенком, незамедлительно являются на его зов, и ребенок спокоен, он ждет их без страха и засыпает спокойно.
Происхождение страхов у детей — достаточно сложная проблема. В психотерапевтических играх изживаются тяжелые детские страхи, вскрывается их суть. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, не понятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей даже собственных родителей, когда их облик изменен до неузнаваемости, например, новой шубой, большой мохнатой шапкой, и ребенок может не сразу их узнать. Страхи порождает и боль. Отсюда страх высоты, лестниц у упавших с высоты и сильно ушибившихся детей. Врожден идущий от инстинкта самосохранения страх потери матери и отсюда — страх одиночества. Изначально человеку присущ страх перед темнотой. Фантазия, необходимая для творческого познания в то же время служит почвой для возникновения страхов