Вопросы и задания
Из называемых педагогом профессий (юрист, столяр, бухгалтер, дворник, экономист, маляр, штукатур, медсестра, животновод, врач, швея, библиотекарь, воспитатель, агроном, кассир, уборщик территорий, учитель, цветовод) указывать те, которыми учащийся может овладевать по окончании X класса.
Назвать три любые другие профессии, которыми учащийся может овладевать по окончании X класса.
Назвать знакомые учреждения профессионально-технического образования.
Назвать профессии, по которым проводится профессиональная подготовка в своей школе (для учащихся вспомогательных школ с классами углубленной социальной и профессиональной подготовки).
Из называемых педагогом профессий (дворник, маляр, врач, штукатур, учитель, животновод, воспитатель, агроном, цветовод, уборщик территорий) указывать те, которым можно обучиться в учреждениях профессионально-технического образования.
Назвать любое учреждение образования, в котором обучают определенной профессии (поочередно предлагаются названия профессий, которые учащийся называл в ответе на второй вопрос).
Выбрать один из предполагаемых вариантов ответа о занятиях по окончании X класса (буду продолжать учебу; буду работать; не знаю).
Если учащийся выражает намерение продолжать учебу, ему предлагаются следующие вопросы:
– В каком учреждении образования ты хочешь продолжить учебу?
– Какую профессию ты хочешь там получить?
– Где ты сможешь работать по этой профессии?
– Сколько ты рассчитываешь зарабатывать?
Если учащийся выражает намерение трудоустроиться, задаются следующие вопросы:
– Почему ты хочешь сразу устроиться на работу, а не продолжать учиться?
– Где ты хочешь работать по окончании X класса?
– Назови профессию, по которой ты хочешь работать по окончании X класса? (После ответа на данный вопрос в процессе беседы выясняется, знает ли учащийся, в каких учреждениях образования можно получить названную профессию).
– Сколько ты рассчитываешь зарабатывать?
8. Сказать, где можно узнать, в работниках каких профессий нуждаются разные предприятия и учреждения?
9. Сказать, сумеет ли учащийся использовать Интернет для того, чтобы узнать, какие предприятия и организации г. Минска и Минской области (или другого региона в соответствии с местом жительства учащегося) нуждаются в малярах или представителях какой-либо другой профессии.
Если учащийся дает положительный ответ, то ему предоставлется подключенный к сети Интернет компьютер и предлагается выполнить соответствующее вопросу практическое задание.
Результаты выполнения указанных выше вопросов и заданий подвергаются качественному анализу (См.: Кучук, В. О. Состояние знаний в области профессиональной информации у выпускников вспомогательных школ / В. О. Кучук // Весці БДПУ. Серыя 1. – 2013. – № 1. – С. 12–15).