Специальное образование – процесс обучения и воспитания детей с ОПФР,
включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, приспособление к жизни в обществе данных детей.
Коррекционные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает исправление или ослабление имеющихся у учащихся физических и (или) психических нарушений.
В коррекционной работе с учеником важнейшими задачами учителя-
дефектолога являются:
· коррекция или ослабление нарушений психофизического развития ребѐнка
· формирование и развитие личности ребѐнка в процессе коррекционно-
воспитательной, коррекционно-развивающей и коррекционно-обучающей
работы.
Коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена:
· на развитие познавательных процессов учащегося
· на коррекцию эмоционально-волевой сферы, личностное развитие
· на развитие интересов и склонностей учащегося
· на повышение общего уровня развития учащегося
· на коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи,
направленную на подготовку к восприятию нового учебного материала
· на формирование и развитие жизненных компетенций.
Основной формой организации коррекционной работы дефектолога, являются групповые и индивидуальные коррекционные занятия (микрогруппа – 2-3 учащихся, групповыми – 4-6 учащихся). При формировании подгрупп для проведения коррекционных занятий, объединяются дети на основе схожих проблем в развитии. Состав групп учащихся является подвижным – может изменяться каждую четверть на основании происшедших перемен. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
При планировании коррекционных занятий необходимо руководствоваться следующими нормативно правовыми документами:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 №60 «Об утверждении образовательного стандарта специального образования»;
- Инструктивно-методические письма;
- Методические рекомендации по совершенствованию работы организации интегрированного обучения и воспитания;
- Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и трудностями в обучении; с белорусским и русским языком обучения;
- Программы для первого отделения вспомогательной школы.
Для планирования и проведения коррекционной работы необходима
следующая документация:
· диагностические карты;
· учебный план класса интегрированного обучения и воспитания;
· календарно-тематическое планирование коррекционных занятий;
· расписание коррекционных занятий;
· ежедневные планы работы с учащимися с ОПФР коррекционного
компонента;
· индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения.
Одним из важных и сложных моментов в деятельности учителя-дефектолога является планирование коррекционно-педагогической работы. Обязательное количество учебных часов для проведения коррекционных занятий в каждом классе в учебную неделю устанавливается учебными планами специального образования в соответствии с настоящим образовательным стандартом.
При получении специального образования учащимся с ОПФР в классе
интегрированного обучения и воспитания на проведение коррекционных занятий выделяется не менее 1 учебного часа в учебную неделю.
Коррекционная работа направлена на развитие познавательной деятельности,
- эмоционально-волевой сферы, формирование общих интеллектуальных умений,
- навыков
- социального
- взаимодействия.
Деятельность учителя-дефектолога направлена на устранение причин затруднений в усвоении учащимися предметных знаний и умений.
На коррекционных занятиях с учащимися проводится следующая работа:
- формирование и развитие учебной деятельности;
- формирование и развитие зрительного восприятия;
- формирование и развитие пространственной ориентировки;
- представления о пространственных отношениях объектов;
- формирование и развитие слухового восприятия;
- развитие устной речи;
- формирование и развитие письменной речи.