5.План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.
6.Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.
7.Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активизировать устные высказывания детей, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в беседу с классом.
8.Оказывать помощь ученику в планировании его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.
9.С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность.
10.Использовать карточки для индивидуальной работы.
11.Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.
12.Создавать на уроке ситуацию успеха, предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь выполнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.
13.Формировать умения адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи (например, график — для старших; волшебное дерево — для младших). Определять (устанавливать) учащемуся конечный результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например, неделя, месяц. Ребенок видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.
14.Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выполнению.
15.Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.
Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития:
1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Рекомендуемые приемы:
o Снятие страха – «Ничего страшного…»
o Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»
o Авансирование – «У тебя получится…», «Ты сможешь…» Говорите это искренне и уверенно.
o Усиление мотива – «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)
o Педагогическое внушение – «Приступай же…
o Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»)
o Помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Рекомендуемые приемы:
o Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
o Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
o Формируйте веру в успех.
o Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать…, сможешь и сейчас).
o Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
5. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
o дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
o индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
введения специальных видов помощи, а именно:
o – зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
o – речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
o – совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
o – введение элементов программированного обучения и т.д.
Индивидуальный подход в обучении:
o проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
o учёт психофизических, личностных особенностей;
o опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
o смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
o соблюдение принципа «от простого к сложному»;
o переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
o поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
o снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
o освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.
При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:
o поэтапное разъяснение инструкции;
o выделение ключевых слов;
o листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
o краткое содержание параграфа;
o заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
6. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:
o выбор места в классе;
o заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
o предоставление дополнительного времени;
o специализированные учебники;
o оценки понимания задания.
7. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
8. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
9. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
10. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
11. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:
o альтернативного ответа;
o помощь в заполнении оценочных бланков;
o предоставление неограниченного времени;
o возможность выполнения работы дома.
12. Качественный подход при оценивании результатов предусмаривает:
o индивидуальную шкалу оценок;
o ежедневное оценивание;
o меньшего количества заданий для получения оценки;
o внимание на понимание прочитанного.