Профилактика психологического напряжения и конфликтных ситуаций

  • Автор записи:

5.План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.

6.Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.

7.Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активизировать устные высказывания детей, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в беседу с классом.

8.Оказывать помощь ученику в планировании его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.

9.С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность.

10.Использовать карточки для индивидуальной работы.

11.Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.

12.Создавать на уроке ситуацию успеха, предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь выполнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.

13.Формировать умения адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи (например, график — для старших; волшебное дерево — для младших). Определять (устанавливать) учащемуся конечный результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например, неделя, месяц. Ребенок видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.

14.Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выполнению.

15.Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.

Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития:

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендуемые приемы:

o          Снятие страха – «Ничего страшного…»

o          Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

o          Авансирование – «У тебя получится…», «Ты сможешь…» Говорите это искренне и уверенно.

o          Усиление мотива – «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»)

o          Педагогическое внушение – «Приступай же…

o          Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.»)

o          Помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

o          Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

o          Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

o          Формируйте веру в успех.

o          Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать…, сможешь и сейчас).

o          Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

5. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

o          дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;

o          индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

введения специальных видов помощи, а именно:

o          – зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;

o          – речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

o          – совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;

o          – введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход в обучении:

o          проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

o          учёт психофизических, личностных особенностей;

o          опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;

o          смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

o          соблюдение принципа «от простого к сложному»;

o          переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

o          поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

o          снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;

o          освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

o          поэтапное разъяснение инструкции;

o          выделение ключевых слов;

o          листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;

o          краткое содержание параграфа;

o          заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

6. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:

o          выбор места в классе;

o          заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;

o          предоставление дополнительного времени;

o          специализированные учебники;

o          оценки понимания задания.

7. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;

8. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;

9. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;

10. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.

11. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:

o          альтернативного ответа;

o          помощь в заполнении оценочных бланков;

o          предоставление неограниченного времени;

o          возможность выполнения работы дома.

12. Качественный подход при оценивании результатов предусмаривает:

o          индивидуальную шкалу оценок;

o          ежедневное оценивание;

o          меньшего количества заданий для получения оценки;

o          внимание на понимание прочитанного.

Поделиться новостью с друзьями