«Игровые приемы на этапе автоматизации звуков»
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Я часто задаю себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи школьников.
Сегодня мне хотелось бы предложить для ознакомления игры, которые помогут облегчить процесс автоматизации звуков. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, а самое главное – по дороге домой! Во время игр учитывайте настроение ребёнка, все возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок».Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки».Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
«Крыша».Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
«Пианино».Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
«Кубик». Ребёнок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
«Раз – шажок, два – шажок». Ребенку нужно прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный звук, слог или ряд слогов, слово, предложение.
“Собери цветочек”(выбирая лепестки со звуком Р).
“Солнышко”(подбирая лучики со звуком Ш).
“Собери бусы”(нанизывая бусинки со звуком Л).
“Собери грибы в корзинку”(со звуком Ж).
“Веселый урожай”(назвать овощи или фрукты с заданным звуком).
“Волшебная карусель”. Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символа звуков, ребёнку нужно придумать слова, начинающиеся на этот звук, слова в которых есть этот звук.
«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов.
«Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
«Шарик». Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) мячик.
«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая слоги, слова, предложения, чистоговорки.
«Лабиринт».По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая звук, слоги, слова, предложения, чистоговорки.
«Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
«Узоры». Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
«Пирамидка». Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
«Часики». Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.
«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
Игра «Что я загадал?».Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам.Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это машина и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры можно предложить ребёнку меняться ролями.
Игра «Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра «Всезнайка». Ребенок должен ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [Л] ты знаешь? и т.д.
Игра «Один – много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал – бокалы; пила – …; пенал – …; канал – …; плот – … и др.
Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба – …, малыш – …, шалаш – .. и др.
Игра «Знаешь ли ты?».
Ребенку предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания – сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт – теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи – свекла, баклажан и др.
Игра «Назови ласково словечко».
Например: вилка – вилочка, палка-…, полка – …, галка – …, кулак -кулачок, каблук – …, балкон – …, вулкан – …, колпак – ….
Вот в такие игры вы можете играть с ребёнком. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще ребенок будет произносить слова с заданным звуком, тем скорее звук автоматизируется. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука.