Развитие речи ребенка к возрасту 6-7 лет достигает такого уровня, при котором он свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми.
Для речи детей данного возраста характерно увеличение использования метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях (устойчивых выражений со сказок). Рассказывая или рассуждая о чем-либо, ребенок старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли.
Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих его людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать ребенку на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично, так как ребенок может расстроиться и это вызовет страх в дальнейшем выражать свои мысли в слух, страх высказываться или отвечать при других, что вызовет проблемы при обучении в школе.
На седьмом году жизни речь ребенка становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты. Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь эмоциональной.
Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие), выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе.
Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны:
- овладеть правильным произношением слов;
- иметь определенный словарный запас;
- уметь строить разные по форме предложения;
- вести монолог и поддерживать диалог;
- пересказывать небольшие рассказы;
- ясно выражать свои мысли.
Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ВОЗРАСТЕ 6-7 ЛЕТ:
- Запинки, чрезмерные паузы между словами.
- Скандирование слов.
- Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
- Трудности различения звуков.
- Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
- Смешение звуков.
- «Проглатывание» окончаний слов.
- Словарный запас менее 3500 слов.
- Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
- Неверное построение предложения.
- Частая расстановка неправильного ударения.
Родителям обязательно следует обратиться к логопеду, учителю-дефектологу если у ребенка возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их.
Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту, полоскание рта киселем.
- Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
- Ежедневно читать ребенку.
- Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо, прогуливаясь обсуждать, что вы видите вокруг себя.
- При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
- Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если есть проблемы с речью).
- Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
- Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
- Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью, не высмеивать и не обсуждать при других, имеющиеся проблемы.
- Не запугивать, что в школе будут смеяться или отправят обратно в сад!!!!