ДЕСЯТЬ ПЛАВИЛ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НИЗКОГО УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
1. Верьте в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйтесь каждому шагу вперед вашего воспитанника.
2.Помните, что для ребенка необходим период вживания в материал. Не торопите его. Научитесь ждать успеха ученика.
- Начав работать с учеником низкого уровня обученности на его уровне помните, что через короткое время их группа расколется в свою очередь на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянуться к способным. Детям низкого уровня обученности все еще будет нужна помощь.
- Многократное повторение материала – один из приемов работы. Нужно помнить, что нет отдельного урока. Каждый урок – это продолжение предыдущего, он вносит свою лепту в изучаемою тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
5.Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Умейте выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6.Не следует понимать примитивно работу с детьми низкого уровня обученности. Дело не только в знаниях. При обучении таких детей идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных навыков и умений. Методика работы с такими детьми будет меняться по мере развития учащихся.
7.Общение – главное составляющие любой методики. Не наладив общение, не получить результатов обучения.
8.Научитесь управлять своим классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложив часть материала, закрепив его и приступаете к следующей лозе материала. Деятельность учащихся должна быть разнообразной.
9.Научитесь привлекать учащихся высокого уровня к обучению учеников низкого уровня. При этом выигрывают все три стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к нуждающимся.
10.У детей низкого уровня обученности плохо развито абстрактное мышление, а лучше – наглядно образное. Ищите образ в изучаемом материале. Привлекайте к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к изложению.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ
- При опросе детям дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, дается больше времени для подготовки к ответу у доски.
- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- При опросе создаются специальные ситуации успеха.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам, на которых ученик присутствовал.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание детей концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в усвоении нового материала.
- В ходе самостоятельной работы с детьми необходимо давать упражнения, направленные на устранение ошибок, которые они допускают в письменных работах, отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь в развитии самостоятельности.
При организации домашней работы нужно подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения
- домашнего задания, при необходимости предложить карточку консультации, давать задание на повторение материала, который потребуется для изучения нового, не допуская перегрузки школьника.
При работе с детьми низкого уровня обученности учитывайте следующее:
- Будьте доброжелательными в отношении к слабоуспевающим детям.
- Подходите к этим детям с оптимистическими прогнозами, ищите то, что вас сближает.
- Стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание постоянной творческой деятельности.
- Стремитесь в опыте своих коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным в работе с детьми низкого уровня обученности, не сосредотачивайтесь на недостатках.
- Ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.
- Помните, что ваши взаимоотношения с детьми и их родителями существенным образом влияют на результаты обучения и воспитания, создания психологического микроклимата в классе. Чаше улыбайтесь детям.
- Помните, что улыбка учителя создает общий благоприятный психологический настрой, располагает к общению, вызывает к желанию работать.
- Наблюдайте за собой: как часто вы улыбаетесь на уроке, способны ли вы вместе с детьми смеяться, не лежит ли на вашем лице постоянная печать озабоченности и усталости.
Помните, что дети часто связывают ваш эмоциональный тонус с преподаваемым предметом, а это нередко ведет к возникновению у ребят негативных психологических установок.