Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является предметом государственного компонента учебного плана для специальных учреждений образования и учреждений образования общего типа, которые создали условия для получения образования детьми с интеллектуальной недостаточностью. По всем учебным предметам государственного компонента достижения учащихся оцениваются по 10-балльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся.
При оценивании достижений учащихся педагогам следует помнить о принципиальных отличиях между ранее действующей пятибалльной шкалой, когда оценивался объем знаний по предмету в соответствии с программой, и десятибалльной шкалой, при которой оценивается уровень деятельности ученика.
Оцениванию на уроках по СБО подлежит уровень деятельности ребенка в процессе овладения социально-бытовыми умениями.
Критериями оценки состояния социально-бытовых умений являются правильность и самостоятельностьвыполняемых действий, способность применить в реальной ситуации. На основании этих критериев можно выделить следующие уровни деятельности ребенка в процессе овладения социально-бытовым умением:
первый – ученик большую часть действий в составе социально-бытового процесса выполняет неправильно, помощь неэффективна;
второй – ученик большую часть действий в составе социально-бытового процесса выполняет с помощью;
третий – ученик правильно самостоятельно выполняет большую часть действий в составе социально-бытового процесса;
четвертый – ученик правильно самостоятельно выполняет все действия социально-бытового процесса в знакомой ситуации, при наличии незначительных ошибок исправляет их самостоятельно;
пятый – ученик правильно самостоятельно выполняет весь социально-бытовой процесс в новых (измененных) условиях.
Не обязательно выставлять отметки всем ученикам на каждом уроке. Если на тему отводится несколько уроков, то отметка может быть выставлена в конце последнего урока по теме. В течение всего периода обучения педагогами проводится также текущий контроль после изучения определенного раздела программы и в конце учебного года.
В конце обучения ребенка в младших классах может составляться итоговый документ, представляющий собой описание уровня его социально-бытовой компетентности по изучавшимся темам. Документ может иметь разную форму, название (например, выпускной паспорт или др.), оформление (могут быть включены фотографии, отражающие выполнение учеником разных видов деятельности). Заполняться он может как педагогом, так и самим ребенком, и иметь в последнем случае, например, такие разделы: «Я умею…», «Хочу научиться …». Этот паспорт передается учителю, ведущему предмет «Социально-бытовая ориентировка» в средних и старших классах, что в определенной мере будет способствовать обеспечению преемственной связи между обучением детей в младших и последующих классах.