Профилактика экстремизма в молодежной среде

  • Автор записи:

С точки зрения причин возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:

  1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).
  2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса, незаконная предпринимательская деятельность, в т.ч. связанная с оборотом подакцизной продукции, петард, курительных смесей, преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности).
  3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые нашему обществу ценности).
  4. Проявление т.н. «исламского фактора» (пропаганда идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

Примеры неформальных молодежных формирований, в которых усматриваются признаки экстремизма.

«Футбольные фанаты». Их представители мобильны, четко выполняют указания своих лидеров, готовы к жестким столкновениям с противоборствующей стороной. Стратегия деятельности группировок заключается в организации и участии в несанкционированных акциях («договорных» драках), распространении незаконной печатной продукции экстремистского толка, нанесении пропагандистских надписей на фасадах зданий и сооружений административных центров области, а также противостоянии с болельщиками других команд.

«Скинхеды» — молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер. Проявляют себя как расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, расово смешанных браков. Жертвами скинхедов обычно становятся представители темно-пигментированных рас, негроидной, монголоидной и т.п. Внешние признаки — спортивный либо военный стиль одежды: предметы и иные вещи, имеющие элементы военной атрибутики (форма защитного цвета, камуфляж, спортивные защитные щитки (наколенники, наплечники), различные разгрузки, рюкзаки, ботинки с высоким берцем, головные уборы в виде масок, «балаклав», медицинские маски, респираторы, военные и строительные каски, спортивные и мотошлемы, береты, военные ремни, портупеи, свитера, майки, противогазы, защитные строительные очки, текстильные перчатки и т.п.).

«Анархисты» — представители политической философии, основывающейся на свободе и имеющей своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком.

«Колумбайнеры» — новые деструктивные субкультурные молодежные сообщества в сети Интернет, популяризирующие культ насилия, а также распространяющие агрессивный информационный контент (демонстрация убийства людей, расчленение животных, совершение суицида, публичная физическая расправа и изнасилование, массовые драки и т.п.).

В качестве основных причин развития явления «Колумбайна» в молодежной среде исследователи данной проблемы называют:

психолого-психиатрические проблемы подростков, главными из которых являются клиническая депрессия и психопатия (психическое расстройство или заболевание);

доступность (часто бесконтрольная) для подростков Интернета, который является транслятором деструктивных идей и моделей поведения;

деструктивная непосредственная коммуникация, агрессивная окружающая среда и чувство несправедливости (общества, родителей, учителей, сверстников), чувство одиночества, безысходности отсутствия видения перспектив.

В результате анализа сведений подражателей «колумбайнеров» выявлены следующие стереотипы:

в 90% случаев преступления совершены лицами мужского пола в возрасте от 15 до 25 лет с наличием межличностных проблем в отношениях с одноклассниками;

семья стрелка либо неполная, либо проблемная;

мишенью при убийстве избирались не конкретные, а случайные люди и преследовалась цель поражения максимально возможного их количества;

массовое убийство для «колумбайнеров» — это способ показать свою мужественность, доказать, что они «не тряпки»;

до совершения убийства стрелки проявляли интерес к материалам, содержащим описание насилия (терроризм, биографии и поступки серийных убийц, казни и т.д.) и к материалам об оружии, взрывчатых веществах, способах изготовления взрывных устройств;

во многих случаях «колумбайнеры» сообщали в социальных сетях о своих желаниях уничтожать окружающих или о своем позитивном отношении к насилию, в их дневниках имелись сведения о человеконенавистничестве — мизантропии.

Примерные индикаторы для выявления подростков «группы риска»

  1. Изменения в поведении:
  2. наличие у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение);
  3. появление у подростков депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», «эмоциональные всплески»;
  4. пропуски уроков и учебных дней без уважительных причин;
  5. употребление или предполагаемое употребление алкоголя или наркотических веществ;
  6. кризисная ситуация в семье, разрыв семейных связей;
  7. резкое ухудшение состояния здоровья;
  8. другие случаи, когда изменение социальных или иных условий представляет угрозу благополучию подростка;
  9. появление необычной атрибутики во внешнем виде;
  10. внезапный разрыв старых дружеских связей;
  11. неожиданный уход из школы и конфликты со школой;
  12. изменения в еде, одежде, лексиконе, финансовых средствах;
  13. изменение отношения к другим людям: антисоциальные высказывания, нежелание признавать чей-либо авторитет, отказ от социального взаимодействия, признаки замыкания в себе;
  • регулярный просмотр интернет-сайтов и участие в социальных сетях, которые оправдывают радикальные или экстремистские взгляды;
  • использование специфического жаргона, упоминание в разговоре терминов, характерных для огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • наличие на теле следов травм, характерных для отравления химическими веществами (химические ожоги и т.п.), воздействия огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
  • увлечение иными религиозными течениями (в т.ч. нетрадиционными), ношение соответствующей одежды и атрибутики;
  • необоснованный интерес к огнестрельному оружию и его составным частям, взрывчатым веществам (в т.ч. самодельным), пиротехническим устройствам, химическим компонентам и опытам с их использованием. Наличие литературы по органической химии, взрывчатым веществам, взрывному делу, наличие соответствующих материалов на машинных носителях. Общение в социальных сетях по тематике взрывчатых веществ и взрывных устройств, изготовлению средств поражения;
  • ссылки на теории заговора и конца света.
  • Лояльность к идеям терроризма и иным видам экстремизма насильственного характера:
  • поощрение или согласие с идеологией насильственного свержения конституционного строя и захвата власти;
  • совершение суицидальных акций или намерение их совершить в знак протеста (политические, националистические, религиозные, личные мотивы);
  • высказывания угрозы осуществить насилие в отношении конкретных представителей органов власти и управления, общественных и политических деятелей, а также в местах массового пребывания людей;
  • высказывание общих угроз экстремистского характера и (или) рассуждения о допустимости и (или) оправданности таких действий;
  • неосуждающая, «непонимающая» позиция (восхищение, зависть) к лицам, совершивших теракты, взрывы, поджоги и иные экстремистские акты насилия;
  • упоминание или намеки на членство в радикальных группированиях или ассоциирование себя с их деятельностью;
  • поиск, просмотр или распространение видеоматериалов, пропагандирующих террор как способ достижения своих целей, а также активное участие в интернет-блогах, чатах, сайтах по данной тематике;
  • появление отклонений от обычного поведения, выраженных в замкнутости, заторможенности в действиях (либо чрезмерном возбуждении, отрешенности).
  • Поиск друзей, сторонников:
  • участие в деятельности нетрадиционных религиозных, националистических организаций радикальной направленности;
  • внезапная смена вероисповедания, в основном принятие ислама; вступление в секты;
  • участие за рубежом в легитимных и незарегистрированных в Республике Беларусь радикальных общественно-политических, националистических, религиозных организациях и партиях, а также в проводимых ими акциях.
  • Признаки умысла на приобретение и оборот средств поражения:
  • проявляемое в действиях и высказываниях увлечение, восхищение разрушительной силой, красотой, величием и т.п. стихии взрыва, его потенциальной способностью «решать проблемы раз и навсегда»;
  • увлечение в подростковом возрасте изготовлением самодельных пиротехнических устройств и их применение в хулиганских целях;
  • наличие литературы по органической химии, взрывчатым веществам, взрывному делу, наличие соответствующих материалов;
  • регулярное посещение ресурсов сети Интернет, посвященных взрывчатым веществам и взрывным устройствам, наличие соответствующих закладок в обозревателях сети;
  • общение на тематических форумах, блогах, досках объявлений, посвященных изготовлению средств поражения;
  • приобретение (изготовление), хранение, ношение самодельных пиротехнических веществ и устройств;
  • немотивированное приобретение компонентов взрывных устройств из числа устройств бытового или промышленного назначения. К ним можно отнести поражающие элементы (металлические арматура, проволока,       болты, гайки,        шурупы,      строительные      дюбеля, подшипники, гвозди, шарики, охотничью дробь и т.д.), провода, часовые механизмы (будильники, таймеры и др.)
  • Признаки изготовления средств поражения:
  • проведение работ с химическими реактивами и оборудованием, особенно многоступенчатых сложных синтезов с целью получения взрывчатых или ядовитых веществ;
  • изготовление самодельных пиротехнических устройств из подручных материалов (несколько петард).
  • Признаки испытания средств поражения:
  • проявляемое в действиях и высказываниях наличие опыта обращения с различными средствами поражения, в особенности с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами;
  • применение самодельных пиротехнических веществ и устройств, в том числе в ходе проведения спортивных военизированных игр, в период проведения праздников и массовых гуляний;
  • наличие видео- и фотоматериалов подрывов и испытаний самодельных средств поражения, а также их изготовления;
  • необоснованные характерные травмы и их следы (шрамы, отрывы фаланг пальцев, травмы органов зрения), контузии, отравления химическими веществами, химические ожоги.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении — формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:

  • координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;
  • организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;
  • проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;
  • проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

-организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами,      сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

— оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:

  • системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;
  • обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
  • поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);

■ анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.

  1. работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;
  2. работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются “трудные”. Они не доверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.

Поделиться новостью с друзьями