МЕНЬШЕ СЛОВ
Чем меньше слова – тем сильнее эффект. Будьте лаконичными. Когда человек говорит много и быстро, это выдает его волнение и нерешительность. Когда вы говорите кратко и по существу, это свидетельствует о подготовленности и уверенности в себе. Используйте простые синтаксические конструкции и выражайте свои мысли просто и понятно. Так нужная информация не потеряется среди лишних фраз.
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПЕРЕКРИЧАТЬ УЧЕНИКОВ
Покажите, что будете говорить только тогда, когда в классе будет тихо. Так вы продемонстрируете, что не собираетесь ни с кем соревноваться за внимание. Что вам решать, кто и когда будет говорить. Иногда для этого нужно остановиться и прерваться на полуслове. Повторить еще раз, сокращая фразу и увеличивая время паузы. И так до момента, пока ученики не успокоятся.
НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ВТЯГИВАТЬ СЕБЯ В СПОР
Не позволяйте втягивать себя в диалог, который не касается темы. Это особенно актуально, когда учитель делает замечание, а ученик «оправдывается» или начинает спорить. Не отвечайте на «аргументы», повторите собственное требование или замечание. Звучит немного бескомпромиссно, но это ваше решение, и вы в нем уверены. Ваше задание – возобновить дисциплину.
ЯЗЫК ТЕЛА
Требовать тишину можно не только словами, но и жестами или взглядом. Чтобы подчеркнуть важность некоторых слов, повернитесь к собеседнику всем телом. Смотрите в глаза, слегка наклонитесь (этот жест свидетельствует о том, что у вас все под контролем). Когда даете задание, стойте на одном месте. Не нужно жестикулировать, лучше сложить руки за спину. И не отвлекайтесь на посторонние дела.
НЕ ПОВЫШАЙТЕ ГОЛОС
Когда учитель теряет контроль над классом, первый импульс – повысить голос, перекричать учеников. На самом деле повышение голоса свидетельствует о волнении и страхе, и ученики это очень тонко чувствуют. Иногда провоцируют еще больше. Чтобы удержать внимание, лучше говорить медленнее и тише. Снижайте голос. Пусть ученики в прямом смысле прислушиваются к вам.