Методические рекомендации по организации экскурсии в распорядке дня группы продленного дня
Продленный день создает благоприятные условия для регулярного проведения экскурсий.
Экскурсии бывают многоцелевые и одноцелевые или комплексные, т.е. входе их решаются либо одна, либо несколько задач. Знания, сообщаемые на экскурсии, носят, как правило, природоведческий и обществоведческий характер.
Экскурсия — общеразвивающее занятие в группе продленного дня, составная часть системы занятий на открытом воздухе. Длится она от 2 до 2,5 часа.
Отличительные особенности этой формы воспитания — показ и объяснение наблюдаемого объекта, движение по избранному маршруту, познавательная, двигательная и досуговая деятельность школьников.
Цель экскурсии: с одной стороны, обеспечить отдых и восстановить умственную работоспособность детей; с другой — ненавязчиво организовать их познавательную деятельность.
Общие задачи экскурсионных занятий следующие:
· сформировать общественно ценное отношение к активной досуговой деятельности, служащей духовному и физическому обогащению личности;
· развить социально значимые потребности заполнять свое свободное время разнообразными экскурсиями;
· воспитать общие способности использовать экскурсию для всестороннего и гармонического развития личности.
Решая эти задачи при организации экскурсии, следует учитывать ряд требований:
1. Двигательная деятельность детей должна быть доминирующей. Основу ее составляет ходьба. Игровая и трудовая деятельность заполняет кратковременные паузы на остановках.
2. Экскурсия не должна вызывать переутомления учащихся.
3. Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации.
4. Содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.
5. Каждая экскурсия посвящается объяснению одного-двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая информация.
6. К организации и проведению экскурсии нужно активно привлекать самих учащихся, поручать им различные роли по обеспечению порядка.
Воспитатель сообщает тему, цель, маршрут экскурсии, распределяет обязанности между школьниками, проверяет их одежду, обувь, оценивает соответствие их сезону и погоде, предупреждает о соблюдении осторожности на некоторых этапах маршрута.
Иногда бывает полезно прервать экскурсию на короткое время, собрать воспитанников и дополнительно разъяснить свои требования.
Завершая экскурсию, воспитатель предлагает им проверить чистоту одежды и обуви. Кратко подводя итоги, воспитатель дает оценку поведения детей.
Особенность этих занятий состоит в том, что они проходят на воздухе. При ненастной погоде экскурсия может быть прервана или сокращена. В зависимости от настроения группы воспитателю порой целесообразно изменить содержание деятельности учащихся. Ему важно сохранить бодрое и радостное настроение воспитанников. Импровизированные развлечения и забавы помогают в этом.
Для учащихся первых — четвертых классов необходимо подготовить четкие программы экскурсий, предусматривающие последовательное и систематическое расширение кругозора школьников. Экскурсия как бы вводит детей в жизнь. Эта форма предъявляет воспитателю повышенные требования. Ему нужно тщательно подбирать материалы, быть готовым к ответу на самые неожиданные вопросы. Желательно, чтобы к проведению экскурсий, особенно на предприятия, привлекались местные специалисты.
Готовясь к экскурсии, воспитатель должен удачно избрать ее объект.
Особое внимание воспитатель уделяет маршруту. Нельзя допускать, чтобы экскурсии проходили по одним и тем же местам.
Протяженность маршрутов зависит от возраста воспитанников. В начальных классах расстояние колеблется от 2 до 3 км, в подростковых — до 5 км. Кольцевые маршруты имеют преимущество перед радиальными. Движение по радиальному маршруту больше утомляет учеников.
Воспитатель составляет план экскурсионной работы, который включает схему объектов и маршрутов экскурсий с учетом возраста детей.
Необходимо менять источник информации, с тем чтобы придать новизну занятию. С этой целью можно привлекать родителей, других взрослых, старшеклассников и самих детей к организации экскурсии. Общение с различными людьми расширяет знания о жизни окружающих людей, возбуждает любопытство и уважение к ним, повышает их авторитет в глазах школьников.
На изучение климатических особенностей родного края целесообразно запланировать в I—IV классах три экскурсии в год. Осенью, зимой, весной учащиеся наблюдают одни и те же объекты, отмечают изменения в растительном, животном мире, на водоемах, в почве. Сопоставляя факты, впечатления, они приобретают знания о местных климатических особенностях, о приспособлении человека к изменяющимся природным условиям.
В процессе каждой природоведческой экскурсии формируется бережное отношение к окружающей природной среде. При показе и объяснении различных явлений целесообразно применять средства топографии. Понимание топографических знаков обогащает школьников знаниями прикладного характера.
Важное значение для познавательной деятельности детей имеют обществоведческие экскурсии. Они раскрывают трудовую деятельность людей, живущих в данной местности. Воспитатели используют эти занятия для углубленной профориентационной работы с детьми, для психологической и нравственной их подготовки к труду. Темы обществоведческих экскурсий могут быть следующими: «Объекты труда людей в родном краю», «Процессы и специализация труда людей», «Материальные результаты труда», «Труд людей по благоустройству», «Творчество людей», «Общественная деятельность людей», «Трудовые боевые традиции родного края».
Экскурсионная деятельность ценна тем, что во время нее можно собрать материалы различного назначения: раздаточный материал для уроков, краеведческого уголка или музея, образцы местных полезных ископаемых, горных пород, почв, растительные образцы для гербариев, насекомых для коллекций. Аналогичным образом идет сбор материалов, раскрывающих экономику и историю родного края. Экспонаты, собранные учениками, передаются музею.