Заикание – это патология, обуславливающая нарушение плавного течения речи, свободного, легкого речевого дыхания, вызывающая спазмы мышц гортани и речевого аппарата.
При заикании нарушается возможность общения с людьми, появляется страх речи, желание уйти от речевых контактов. Меняется поведение человека и личности в целом, уходит ощущение гармонии жизни, утрачивается возможность проявить свои, иногда большие, способности, страдает личная жизнь.
Заикание требует самого серьезного внимания со стороны родителей. Ни в коем случае нельзя пускать все на самотек по принципу: «само пройдет». Нужно четко понимать, что заикание – нарушение речи, требующее большой, сложной совместной работы логопеда, психоневролога и родителей. Чем раньше от момента начала заикания пройдет встреча со специалистами, тем больше можно рассчитывать на успех.
Причиной заикания могут быть перегрузки в режиме, испуг, вызванный поведением пьяного отца, скандалами в доме. Заикание может возникнуть не только после стресса, высокой температуры, периода бурного развития речи ребенка, но и в результате подражания заикающемуся человеку.
Что делать если у ребенка появилось заикание.
В первую очередь внимание должно бы обращено на общий режим жизни ребенка.
Если ребенок посещает детский сад, необходимо перевести его на домашнее воспитание. Временно рекомендуется изолировать его от коллектива, ограничить общение с детьми во дворе. Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом начале появления заикания.
Четко определяется режим дня: подъем в 8 часов и раньше, прохладный душ, днем обязателен отдых (необязательно сон), прогулки на свежем воздухе. Стараться гулять вдвоем с ребенком, вдали от детей. Вечерний сон в строго определенное время (20-21 час). Просмотр телевизора, видеофильмов, компьютерные игры вообще лучше исключить или свести к разумному минимуму. Нужно исключить все, что мешает сохранить покой ребенка, но делать это не путем резких запретов, а спокойно, осторожно переключая внимание ребенка, терпеливо его успокаивая.
Значительные ограничения в речи особенно нужны в начальный острый период, но рекомендуется и как профилактическая мера. В этот период не надо побуждать ребенка к речи. Не требуйте от него рассказа о чем-то или частых ответов на вопросы. Показано занимать его делами, с речью не связанными (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). Следует свести к минимуму или вообще отменить посещение аттракционов, цирка, театра, гостей.
Питание при заикании играет немаловажную роль. Пища не должна быть острой, соленой, кислой, горькой. Надо исключить шоколад, какао, кофе.
Очень важно приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним, танцевать. Но и эти занятия должны создавать атмосферу покоя. Никакой громкой музыки!
Речь в присутствии ребенка должна быть чуть замедленного темпа. То же требование предъявляется к чтению вслух. Ребенок должен слышать чтение выразительное, с четкими, осмысленными паузами и с чуть растянутыми ударными звуками в словах. Главное – быстро не читать.
Не следует в присутствии заикающихся детей употреблять слова «заикается», «заикание». Это лишний раз травмирует психику ребенка. Ни в коем случае не надо в присутствии ребенка обсуждать его речь. Даже совсем маленький ребенок очень быстро начинает осознавать свои речевые затруднения и болезненно на это реагировать. А выражается это в капризах, упрямстве и даже агрессивности.
Очень внимательно надо следить за тем, чтобы ребенок не подвергался насмешкам. Надо научить ребенка достойно давать отпор.
Заикающемуся ребенку полезно предлагать счетные упражнения с целью отработки ритмичной, плавной речи, речевых пауз. Вопрос, адресованный ребенку, надо задавать четко, не торопясь. Ели ребенок заторопился при ответе, можно сказать: «Я тебя не понимаю. Скажи медленнее!». Если задание выполнено – похвалите ребенка. Что касается чтения, то читать надо, не уставая, одни и те же сказки, стихи, задавать простые вопросы по тексту и следить за спокойным, организованным ответом.
Маленькие, простые тексты очень удобны и для тренировки речи и для заучивания.
Темы стихов должны соответствовать возрасту ребенка. Декламировать дети должны выразительно!
Задача родителей – полностью забыть, исключить из оборота слова «не бойся», «не волнуйся». Ведь именно они дают ребенку установку на данные ощущения, провоцируют эти состояния и уж во всяком случае, никак не помогают.