Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха посредством развивающих игр»

  • Автор записи:

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.

Формирование фонематического слуха у детей  происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами.  Развитие этих компонентов является необходимым для дальнейшего усвоения ребенком навыков чтения и письма.

Я предлагаю  варианты игр,  для развития фонематического слуха.

1) Игра «Любопытный».

Правила игры: на любой вопрос можно называть только те слова, которые начинаются со звука: [Б].

– Где был? – На балконе.

– Кого видел? – Бульдога.

– Куда собираешься? – В булочную.

– Что будешь покупать? – Баранки и т.д.

2) Игра «Загадай любимую игрушку».

Правила: ребёнок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М’- А] – мишка.

Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы и т.д.

3) Игра «соревнование».

Правила: взрослый  называет любой звук и спрашивает

а) кто больше назовёт слов, начинающихся с этого звука?

б) кто знает больше слов, оканчивающихся на этот звук?

4) Игра « Добавь звук».

Правила: Какое слово получится, если добавить звук, например:

[К] в конце слова: вол – волк,  рыба – рыбак,  завтра – завтрак,  пар – парк

[Т] в конце слова: спор – спорт,  бор – борт,  бра – брат,  сор – сорт  и т.д

5) Игра « Отними звук».

Правила: Какое слово получится, если убрать первый звук:

косы – осы,  крот – рот,  смех – мех,

гром, шинель, зверь, клей, скот, плуг, укол и т.д

6) Игра « Вставь пропущенный звук».

Правила:  дети вставляют звук, например: [Л] так, чтобы он стал вторым в слове, которое произносит взрослый:

Кок – клок; пот – плот; бок – блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ, пан.

Или звук [Р] :

Ковать – кровать; кошка – крошка; топка – тропка; дать, кот, битва, тон, дама, такт и т.д.

7) Д/игра « Угадай какое слово».

Правила: дети на слух составляют новые слова по первым, вторым, последним звукам, произносимых слов, в названии  картинок. Например:

по первым:  ворона – [В]  ракета – [Р]  астра – [А]  чайка – [Ч]

по вторым:  огонь – [Г] арбуз – [Р] бак – [А] очки – [Ч]

по последним звукам:  нос – [С] кенгуру – [У] волк – [К]

 

Для закрепления умения детьми слышать заданный звук и определять его место в слове можно использовать также речевые игры:

  • «Назови первый звук в слове».
  • «Назови последний звук в слове».

«Придумай слова, в которых заданный звук был бы в начале, в середине, в конце слова».

«Назови первый и последний звук в слове». Например: банан – [Б-Н].

  • «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний – [Ш] (карандаш, камыш).
  • «Какой звук потерялся».

Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит,  какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.

Например: В небе летит … амолёт.

В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.

  • «Цепочка слов».

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – игла.

  • «Назови слова на каждый звук в слове».

Объяснить ребенку, что в слове есть звуки, они идут один за другим. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков.

Например:

Сок: соска, очки, куклы.

Суп: стол, улитка, поезд и т.д.

Поделиться новостью с друзьями