РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ ШЕСТИЛЕТОК

  • Post author:

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

  • Умеет выбрать правильный способ и стиль общения с родными, со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Умеет пользоваться словами вежливости без напоми­нания: знает, как поблагодарить, извиниться, попрощаться, выразить сочувствие, попросить, отказаться от чего-либо.
  • Умеет правильно вступить в разговор, завязать беседу и закончить ее.
  • Умеет объяснить, описать, договориться.

ЗВУКОВОЙ СТРОЙ РЕЧИ И ОСОЗНАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА И РЕЧИ

  • Правильно произносит все звуки родной речи.
  • Выделяет и называет звуки в начале, середине и конце слова.
  • Умеет выделять, называть и считать количество зву­ков и слогов в слове.
  • Знает, что звуки делятся на гласные и согласные.
  • Умеет выделять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие.
  • Умеет выделить и назвать ударный слог.
  • Выделяет из предложения слова, знает, что сущест­вует порядок слов в предложении.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

  • Словарь может включать до 4000—4500 слов.
  • Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов.
  • Пользуется осмысленно и уместно конкретными и абстрактными понятиями (абстрактные понятия из области отношений, чувствований: любовь, дружба, зависть, защи­та, предательство и т. п.).
  • Находит точные слова для обозначений предметов, действий, явлений, качеств и свойств.
  • Знает названия растений, животных, в речи пользует­ся их классификационными характеристиками: Орел — это птица, хищная птица; Собака это комнатное или домашнее животное.
  • Использует видовые и родовые понятия (виды транс­порта, жилищ, зданий и т. д.).
  • Пользуется названиями месяцев, дней недели, назы­вает время по часам.
  • Пользуется синонимами и антонимами, уместно вклю­чает в речь архаизмы и историзмы из сказок и былин: чело, карета, боярин.
  • Знает, что про одно и то же можно сказать, пользуясь разными словами.
  • По значению корня догадывается о смысле мотивиро­ванных слов, понимает по контексту незнакомые слова, объясняет их.
  • Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения.
  • Использует в речи названия марок машин, спортив­ные термины, военную лексику (мальчик).
  • Часто использует понятия из мира моды, бижутерии, косметики (девочка).

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

  • Пользуется всеми видами простых и сложных пред­ложений.
  • Умеет правильно строить предложения с прямой и косвенной речью.
  • Редко ошибается в образовании единственного и мно­жественного числа существительных.
  • В родительном падеже множественного числа исполь­зует чаще правильные окончания.
  • Не склоняет несклоняемые существительные (паль­то, радио, кино, кофе).
  • Умеет по образцу из двух слов образовывать новое: вертит шеей вертишейка и т. п.
  • Умеет придумать новое меткое слово для клички, прозвища или для игры, словесной забавы.
  • Умеет объяснить, как надо правильно говорить: Не ездию, а езжу.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

  • Умеет сообщить о чем-либо, оправдаться, объяснить и сделать вывод, попросить о помощи или тактично от нее отказаться, словесно защититься.
  • Понимает, что есть разные способы выражения мыс­ли, что писатели и поэты умеют говорить ясно, точно и красиво.
  • Может говорить и кратко, и пространно в зависимости от ситуации.
  • Передает правильно последовательность событий при пересказе.
  • Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания.
  • Умеет описать внешность героев рассказа и передать свое отношение.
  • Может подвести итог или придумать концовку расска­зу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным» началом.
  • Умеет объяснить смысл названия текста, может сам подобрать название.
  • Может передать основную мысль рассказа, сказки, сделать вывод (без помощи взрослого)
  • Может предвидеть ход событий, словесно передать их финал.
  • Может составить собственный текст (придумать сказ­ку, сочинить рассказ, историю) из 40—50 предложений.

     Внимание. Что должно насторожить в развитии речи шестилетки.

  1. Речь ребенка невыразительна, звукопроизношение на уровне 4—5 лет, с нарушением дифференциации звуков.
  2. «Проглатывает» окончания, допускает аграмматизмы, характерные для детей более младшего возраста.
  3. Не может самостоятельно пересказать знакомую сказ­ку или рассказ.
  4. Не может рассказать связно, что он видит на картин­ке, только перечисляет изображенные объекты, затруд­няясь в выборе слов.
  5. Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок или описать какое-либо событие из своей жизни.
  6. Говорит много, «сразу обо всем», перескакивает с темы на тему, с начала на конец, не может удержать внима­ния на предмете речи, т. е. не способен к планированию речи.
  7. Отказывается играть в речевые игры типа «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Назови другим словом», «Скажи по-другому», «Угадай, какой звук (в начале, конце, середине)».
  8. Некритичен к своей речи.
Поделиться новостью с друзьями