Роль семьи в формировании личности ребенка (1-4 классы)

  • Post author:

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Основная цель любой системы образова­ния — развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности в школьном возрасте идет в процессе обучения.1) Обучение является не только условием, но и основой и в целом личнос­тного развития человека.

Тогда выясним значение терминов: личности, развитие

Давайте вместе дадим понятие личности

Личность– совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность

Личность– свойства, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое “”я”

– Посмотрим словарь

Личность – человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок

Развитие– процесс закономерного изменения,

Зачем заниматься развитием ребенка?

Для того чтобы:
• развить основные функции: внимание, воображение, память, логическое и пространственное мышление, умение анализировать и обобщать;
• создать необходимую интеллектуальную базу, которая станет прочным фундаментом для дальнейшего успешного обучения, сделает психику ребенка более устойчивой к школьным стрессам;

воспитать счастливую,-развитую личность, которая будет знать, чего она хочет и как этого достичь;
• ваш ребенок смог видеть возможность выбора в жизни, мог отстаивать свои жизненные позиции;
• малыш вырос здоровым, активным, сильным, ловким, энергичным, с сильным иммунитетом;
• стать и духовнее, оставаться друзьями и через 20 лет

Развитие личности младшего школьника.

В развитии личности младшего школьника ведущим фактором становления произвольного поведения является семья, учебная деятельность, отчасти труд в семье.

2) условие – семья

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, укреплению и повышению ее роли и значимости в воспитании детей; с другой же стороны, все более обозначаются социальные проблемы: падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка. Естественно, что в таких сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Решать проблему развития личности школьника можно только в процессе взаимодействия педагогов и родителей.”

Прежде, чем говорить о развитии личности, надо вспомнить особенности детей 7-8 лет

Какой он в 7-8 лет?

Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы.

. Это переходный период, когда ребёнок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.

Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту. Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой)

      В это время скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.

      Торможение (основа сдерживания самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с  тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям к  дисциплине, усидчивости, выдержке.

     У первоклассников – незрелость внимания, невелик её объём. Ребёнок может или слушать, или приостанавливать работу, или наоборот.     У младших школьников развито непроизвольное внимание. Дети обращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвлечённым вещам формируется к 9-10 годам. Это вы должны знать. Если хотите чему-либо научить ребёнка, создайте ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребёнка. Простейший вариант – похвала за старание выполнить задание взрослого или удивление, что всё выполнено замечательно. Можно ввести элемент игры, соревновательность.

      Часто родители замечают, что через 10 минут серьёзного занятия ребёнок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. И если вы хотите чему-либо научить ребёнка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.

      Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание необходимо направлять на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности

Семья – ведущий фактор развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Взаимоотношения между родителями составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех его членов. В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребёнок воспринимаем мир доброжелательным или угрожающим. Благополучие ребёнка в семье переносится на другие сферы взаимоотношений и наоборот, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между её членами лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Как развивается мотивация достижения у детей младшего школьного возраста?

Если взрослые люди, обладающие достаточно большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий.

В становлении трудолюбия большую роль играет разумная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентированной не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями.

          Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
— качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
—рефлексия, анализ, внутренний план действий;
— развитие нового познавательного отношения к действительности;
— ориентация на группу сверстников.
          Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

Очень хорошо в развитии личности школьника помогает внеурочная занятость. То есть, всевозможные кружки, типа танцев, рисования, пения и т. д. В них ребенок сможет по настоящему раскрыться, и, возможно, в будущем одно из таких занятий может стать смыслом жизни! Поэтому, родители должны интересоваться у ребенка, чего он хочет, и чем бы с радостью занимался. Если же малыш не может решить ничего сам, то мама с папой должны внимательно рассмотреть своего наследника и понять, к чему же лежит его душа. Если он часто и хорошо рисует, то – к рисованию; если с радостью смотрит футбол с папой — в спортивную секцию; если любит слушать музыку – в кружок пения или игры на музыкальных инструментах. Там у школьника появится своя компания, заинтересованная тем же делом, и тогда его личность будет формироваться вместе с тем, что он делает. Но ведь рисунки и концерты не сделают ничего плохого в развитии личности? Конечно же, нет! Поэтому, отдавая ребенка на секцию или в какой-либо кружок, не стоит бес…
Все условия

В общем, из всего этого можно сделать вывод, что на формирование личности ребенка влияют различные факторы, которые окружают его повсеместно. Учеба, родители, любимые занятия – все это оказывает на него влияние и помогает строить картинку собственного взгляда на мир….
Советы родителям:

Общение необходимо ребёнку, как пища. Малыш, который получает полноценное питание, медицинский уход, но лишён постоянных контактов  со взрослыми, недостаточно развивается не только психически, но и физически. Общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм. “Пища общения”, отравленная злобой, раздражением, агрессивностью, искривляет психику ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии – его судьбу

«Уроки задают тебе, ты их и делай», – заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.

«Ну, что нам сегодня задано?» – спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

         На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос безопасного взаимодействия ребёнка с компьютером. В младшем школьном возрасте продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание. Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной нагрузке, но её перенапряжение может привести к сбою. Очень уязвима и психика ребёнка. Скоростной информационный канал, проходя через психику, вызывает перенапряжение нервной системы. Чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

   Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис. Это период рождения социального “Я”.

Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

Личностные действия – внутренняя позиция школьника, адекватные мотивы учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация. Поэтому одной из составляющих ключевых компетенций являются личностные компетенции.

Личностные компетенции – это превращение знаний и способов деятельности, приобретенных обучающимися, в образовательном процессе в существенные черты характера, в мировоззрение, в убеждения, в нравственные принципы, которые в свою очередь определяют систему ценностных ориентаций.

В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чем ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

Какие необходимо создать условия для развития школьника?
Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас не дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение…”

Ребенок копирует поведение взрослых. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них. Дети вольно и невольно перенимают опыт своих родителей.

  1. Рекомендации родителям:
    2) Активно слушайте его переживания, мнения.
    3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
    5) Помогайте, когда просит.
    6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
    7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
    8) Разрешайте конфликты мирно.
    9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
Поделиться новостью с друзьями