Роль родителей в процессе выбора профессии

  • Post author:

Цель консультации:

Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.

Задачи:

Создание условий для осознания родителями важности проблемы профессионального самоопределения;

Развивать интерес родителей к профессиональному самоопределению детей;

Участники: родители учащихся 9-11 классов

Время: 45 мин.

Форма проведения: час общения

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о том, как помочь ребенку с выбором профессии. Очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Чем ближе срок окончания школы и выбора будущей профессии, тем тревожнее на душе у родителей. «Что будет с моим ребенком? Куда поступать дальше? Что выбрать? Кем хочет быть мое чадо?…» Эти и многие другие вопросы так и роятся в голове.

Я предлагаю вам немного поиграть. Попрошу вас по очереди быстро закончить предложения, не задумываясь:

• “Хорошая профессия, это профессия которая …”; 
• “Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на … потому что…..».

– Спасибо!

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: “Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!” Второй молвил: “Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам”. А третий сказал с улыбкой: “Я строю прекрасный собор”. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Вопрос: Почему?
В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Давайте мы с вами вспомним  «Самые модные профессии»? Юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

А «Самые забытые профессии»?  конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

А «Профессии, которые всегда нужны»- Врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

А «Самые отважные»: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, шахтер, военный и т. п.

Кем быть?

Повезло, если ребенок «с пеленок» знает, кем он хочет стать, если почувствовал и осознал свое призвание. Остается только выбрать подходящее учебное заведение и помочь в подготовке к поступлению.

А если в этом вопросе ясности никакой нет и один туман в голове у подростка?

Получается, есть несколько крайностей – одни ребята выбирают свое будущее, повинуясь внутреннему зову, забывая о практической стороне дела. А другие, наоборот, только о величине заработка или престижности думают, забывая о том, что важно себя в профессии найти, максимально раскрыв свои потенциалы, задатки и способности («чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»).

Какой должна быть профессия? По мнению ребят, она должна быть престижной; хорошо оплачиваемой; интересной; с хорошими условиями труда, востребованной на рынке труда.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей!

Ошибки при выборе профессии:

Выбор профессии под влиянием товарищей.

Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможность в выбранной профессии.

Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.

Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.

Сейчас хотелось бы Вам предложить ставить пред собой такие вопросы, и пробовать на них отвечать с учетом всех способностей и наклонностей Вашего ребенка:

Кем  хочет стать Ваш ребенок?

Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?

Учитываете ли Вы особенности его темперамента при поиске подходящей профессии?

Настаиваете ли Вы на выборе какой – то определенной профессии, ВУЗа?

Соглашается ли с этим Ваш ребенок?

Проанализировав результаты, Вы лучше поймете ребенка, в дальнейшем сможете избежать «навязывания» профессии. Вы только поможете ему спланировать совместно с Вами его профессиональное будущее, и поможете выбрать ту профессию, которая будет приносить ему радость, и избежите всех возможных ошибок при таком ответственном выборе.

Мудрость родителей

Так как же родители могут помочь своим детям в таком непростом вопросе самоопределения?

Самое простое и самое сложное одновременно – это доверительно и неформально побеседовать с ребенком о будущем, суметь задать наводящие вопросы и терпеливо выслушать ответы, «не хватаясь за голову» от неожиданности или удивления.

•    Для начала надо выбрать подходящий момент, чтобы и у Вас было вдохновение, и ребенок был настроен на откровенный разговор «по душам». Не стоит директивно навязывать себя – в таком случае искренности сложно ожидать. И упрашивать тоже не надо.

Хорошо бы найти «золотую середину» — позицию двух равных участников диалога. Можно сформулировать свое приглашение к беседе, например, так:  «Я бы хотел(а) поговорить с тобой о будущем. Как ты на это смотришь?»

•    Следующий шаг – выбрать место для беседы, комфортное для обоих. Но главное, чтобы ребенок чувствовал себя «как дома». И уделите внимание пространственному расположению – вы должны быть «на равных», т.е. не нависать над ребенком и не сидеть ниже его.

Мечты, мечты…

•    А теперь, как говорится,  «на старт, внимание, марш!» Начать беседу можно, например, с фразы «Давай с тобой попутешествуем во времени». Спросите подростка о его Мечте, о его самой большой, главной мечте. И очень терпеливо, внимательно выслушайте его. Возможно, понадобятся наводящие вопросы: «Есть ли у тебя самая большая мечта, главная мечта? О чем ты мечтаешь? Что самое важное в своей жизни ты хотел бы сделать, совершить, достичь…?»

Кстати, всем нам не мешало бы ответить на этот вопрос. Отвечая глубоко и вдумчиво, человек, по сути, рассказывает о своем предназначении.

•    Если глобальную перспективу мы смогли увидеть, переходим к стратегическим шагам. «Представь, что тебе 28 лет. Кто ты, чем занимаешься?» Обычно подросткам не сложно абстрагироваться от действительности и заглянуть в «другую реальность». Помните об уточняющих, наводящих вопросах: «Кем ты работаешь? Тебе нравится то, чем ты занимаешься? Поддерживают ли тебя в этом твои близкие, окружающие? А что тебя не устраивает, что ты хотел(а) бы изменить в данной ситуации? Ты реализуешь себя, свои способности? и т.п.»

Если ребенок смог ответить на эти вопросы, назвал род деятельности, и она ему нравится – это самый благоприятный вариант. Однако путешествие еще не закончилось, и мы движемся дальше.

•    Делаем еще один шаг в будущее: «Представь, что тебе сейчас 42 года. Что изменилось в твоей жизни? Кем ты работаешь, чем занимаешься? Тебе это нравится? Ты приближаешься к своей мечте? Что еще нужно сделать, чтобы свершить задуманное? Что ты еще не успел сделать?…»

Вопросы могут быть самые разные и ответы могут быть самые неожиданные, поэтому будьте терпеливы, внимательны, чутки и тактичны – фантазируя о перспективах, мы чуть-чуть предопределяем будущее. В этот момент мы «чуть-чуть волшебники». Поэтому разговор надо направлять в позитивное, оптимистичное русло, давая ребенку понять, что у него обязательно все получится!

•    Теперь собираем всю информацию воедино и смотрим на карту «перспективных действий» — обсуждаем тактические шаги.

Возможно, род деятельности в 28 лет и в 42 года не совпадает. Тогда важно выяснить, что «ближе» ребенку, что ему «по душе» и к чему у него больше склонностей, способностей. Но помните, что на одних способностях без интереса к деятельности (без мотивации, как говорят психологи) далеко не уедешь. Все может получаться, но если удовольствия человек не получает от своей работы, может и депрессия наступить, апатия, может и смысл жизни потеряться.

В идеале «интерес» и «склонности» должны совпадать. Тогда остается только выбрать подходящее учебное заведение и поступить в него. Можно только пожелать «Всего самого наилучшего!»

Если «интерес» есть, а способности к данному виду деятельности ослаблены – ничего страшного. Способности поддаются «тренировке». Решите, чем нужно заняться в ближайшее время, чтобы развить необходимые способности, на какие курсы записаться, чему научиться. Как говориться, «было бы желание…»

А вот если способности есть, а «интереса» нет – надо думать дальше, искать другие возможные варианты, вспоминать, какие занятия ребенка всегда вдохновляли, увлекали. Пробовать, узнавать, расспрашивать знакомых об их профессиональных занятиях, читать соответствующую литературу, заглядывать на сайты по профориентации или обратиться к специалисту за консультацией.

•    В конце разговора «по душам» или «путешествия во времени» обязательно подведите итоги, спросите ребенка о его впечатлениях, о его настроении, о том, было ли ему интересно и полезно и т.п.

И обязательно поблагодарите подростка за то доверие, которое он вам оказал, взяв вас с собой в это путешествие!

Подведение итогов

Напоследок хочется отметить, что такая беседа – это только начало увлекательного и зачастую сложного пути в мир профессиональной деятельности и творческой реализации Человека.

Каждый человек проводит на работе достаточно большое количество времени, и допустить такую ошибку, как неправильный выбор профессии мы попросту не имеем права. Ведь с дипломом человек получает билет в жизнь.

На работе мы должны получать удовольствие, нам должно хотеться туда идти и завтра и послезавтра, и мы должны помочь выбрать такую комфортную среду для ребенка.

Поделиться новостью с друзьями